Магические тропы Буши. Места силы Украины.

Наверное только ленивые не написали о Буше. О ней любят рассказывать сказки те, кто побывал в этом удивительном месте и те, кто слышал или только собирается сюда.

Меня же в эти места занесло необычное стечение обстоятельств.  

Я завершала работу над “Оракулом мест силы Украины” и мне не хватало изображений из бушанского храма.

Пользоваться чужими фотографиями я не могла, поэтому предложение Веры Дегтяренко из Soul Travel поехать в поездку с их группой оказалось абсолютно вовремя.

Итак впереди меня ожидала Буша. Местечко, которому могло согласно картам Клавдия Птолемея, созданным около 150 года н.э., могло предшествовать древнее поселение воинственных антов под названием Uibantavariú.

 

Происхождение названия Буша.

Ох уж эти наименования и переименования в бурное средневековье. С каждым новым хозяином земель, часто происходила смена названий и подвластных земель. Какие же имена носило поселение, которое мы сегодня знаем под именем Буша.

 

Пронськ и князья Пронские.

Во некоторых источниках пишут о том, что в 1539 году поселение называлось Пронськ по по имени владельца маетка, князя Семена (Фридриха) Глебовича Пронского, который стал в 1540-1541 году старостой брацлавским и винницким.

Но есть версии, что поселение и раньше носило такое имя еще с 1440 годов.

Чтобы узнать это, нам придется покопаться в истории князей Пронских, которые были по одной из линий из Рюриковичей, а именно Святославовичей.

Семья знатная и влиятельна настолько, что даже дочь Великого князя Литовского Витовта Софья, супруга князя Московского Василия  I, женит своего сына в 1416 году на дочери князя В.Д. Пронского.

Потому что и литовская королевская кровь не чужа Пронским. Ведь одна из ниточек ведет от Великого князя Литовского Гедемина, через его сына Кориата (Михаила) Гедеминовича. Сын Кориата Дмитрий, по прозвищу Боброк-Волинский, в 1371 году покоряет Рязань. Прозвище говорит о корнях семейства само за себя. 

Сын Дмитра – Володимир, получает в начале 70х годов XIV века речку Проню и город Пронськ. Так образуется Пронское княжество. 

Но  в 1459-1483 году Пронское княжество было ликвидировано и вошло в Рязанское княжество. И князья кто отправился на службу в Московское княжество, а кто вернулся домой в Великое Княжество Литовское.

Интересующая нас ветка княжеского семейства, в лице Юрия (Ежи) Федоровича Пронского, переезжает в Литву до 1479 года и получает маетки в Белоруссии и Литве.

В личной жизни Юрий (Ежи) первым браком женат на дочери киевского князя Олелька Володимировича, а вторым на княжне Соломирецкой.

За первой супругой, киевской княжной Юлианой Олельковной, князь видимо и получает земли на Брацлавщине, где переименовывает городок Антополь над речкой Морахвой в Пронськ, которое “уживав” около 20 лет. От княжны Юлианы у него рождается сын Иван [9].

Скорее всего в эти неспокойные времени князь Юрий строит первое серьезное укрепление для защиты от татар.

В 1462 году Юрий Пронский женится вторым браком на княжне Соломерецкой. В 1462\3 году она ему рожает сына Глеба и семья покидает берега Морахвы.

В 1464 году король Казимир Яггелончик дает князю земли на Брестчине и он перебирается на свои новые земли.

Так что местная версия о Пронське, который  здесь появился в 1440-1447 г.г. имеет место быть.

До 1481 года князь Иван Юрьевич проживал в родовых землях. Вторая часть земель принадлежала младшему брату Глебу. Было это в Буше или на Брестщине сказать сложно.   

Глеб Юрьевич погиб в битве с татарами под Минском в 1513 совсем молодым. А его жена Подбипьятивна остается с пятью малолетними детьми на руках Андреем, Семеном-Фридрихом, Настей, Ганной и Марией.

Его сын Семен-Фридрих женится на Федоре Романовне, урожденной Сангушко. 

 

Карта 1637 года, где отмечен город-крепость Буша.

Поэтому сведенья о Пронське основанном в 1539 году Семеном-Фридрихом Пронским скорее всего говорят о том, что внук восстановил или заново основал поселение и укрепления основанные его дедом. 

Тем более, что Семен-Фридрих это известнейший персонаж и  герой раннего казацкого времени. Знатный воин и успешный военный деятель тех бурных лет, он был уникальной личностью, наравне с такими легендарными персонами как Остап Дашкевич и Дмитро Вишневецкий.

Сам знаменитый Бернард Претвич был его лучшим другом. Вместе они совершили немало военных вылазок про которые потом рассказывали небылицы. Например, как они переоделись в турков и напали в Очакове на стан бусурман, наделав там шуму. Очаковская компания для казаков действительно была успешна. Турки даже пожаловались на казаков королю Сигизмунду. 

Собственно казаки в 16 веке были головной болью и турков, и поляков, и московитов. 

В 1552 году князь Семен-Фридрих Пронский построил крепость в Белой Церкви на 20 000 гарнизона, которая защищала Киев от нападений татар. Именно тут под его началом  служил прямой предок Мазепы – шляхтич Михайло Мазепа-Колединский, которому князь Пронский пожаловал земли.

О нем можно говорить бесконечно, ибо он был еще и одним из инициаторов распространения кальвинизма в Украине и Польше. Бурный политический деятель той эпохи. 

В 1554 году Семен-Фридрих стал воеводой Киева. Но… ни что не вечно в этом мире. И после его смерти, через его жену бушанские (или проньские?)  земли переходят в дом “Сангушко”, а затем продаются местным шляхтичам Скиндерам, о которых мы еще услышим.

А Семен по христианскому хрещению, Фридрих по католическому упокоился в его имении в Берестечке. Местные жители до сих пор его усыпальницу называют “мурованный стовп”. 

Но глядя на нее у меня возникает вопрос: А нет ли тут связи с масонами?  Пусть даже до их официального появления еще почти 100 лет… 

 

Антополь.

Как вы читали выше, Антополь был переименован в Пронськ. Однако есть версия, что это произошло то ли  во времена наместника Федора Четвертинского (1494-1498), то ли Константина Острозьского (1498-1530).

Или так поселение называлось до нападения татар в 1524 году? 

Да и само название меняется в местных пересказках. То Антополь ( 1873, 1901 гг.) , то Голополь (1873, 1901 гг.). А под воздействием коммунистической идеологии появляется даже Краснополь (1980-2009 гг.).

Документов, которые могли бы уточнить это в архивах однозначно, пока не найдено.Но зато у него есть “двоюродный брат” в Брестской области Белоруссии, основанный в том же 16 веке.  

Реконструкция бушанской крепости на мысу между двумя реками.

 

Антополь и/или Пронськ скорее всего занимали центральный мыс между двумя речками Мурахвой и Бушой, где были укрепления на случай нападения татар, ведь по реестрам 1493, 1530 и 1542 годов пространства от Калюсы до Мурахвы пустуют.

Арена постоянных военных стычек между турками и поляками, делало в то время из этих богатейших мест пустоши. 

 

Буша и Бушинские.

В конце 16  столетия владельцами части местных земель стали Бушинские. Их родовое имя, также стали связывать с наименованием села. Мол именно от названия поселка и стали они зваться Бушинские.

В 16-17 веке это было обычным делом, когда семья владельцев принимала на себя название подвластных земель. И это закреплялась со временем документально, как фамилия.

Итак, впервые упоминание о роде Бушинских появляется на страницах официальной истории края в 1545 г. вместе с речкой и селом. Так же они владеют родовым гнездом “Велика Бушинка на Бузі вище Брацлава та Рудівці (Мала Бушинка) над самим Бугом”. (Jabonowski A. Polska XVI wieku nod wzgledem geograficzno-statystycznym. Ziemie Ruskie. Ukrаinа (Kijw-Braclaw).- Warszawa, 1897.-T. 20 (10).- 654 s.) 

Также в описании замков от 1545 года, в разделе Брацлавского замка,  среди ” osoby starszych zemian” указаны  Pracko и Dmitr Buszynski. [14. стр 126] . Кстати там же упоминается и князь Пронский.

Обручальные кольца найденные на месте бушанской крепости.

В копии документа 1590 года указан еще один брат Бушинский – Конан. (1539-1541 гг)

В 1569 году у них в маетке принимают присягу Польской Короне младшее поколение семьи Иван и Грегори. Грегори был сыном Дмитра, который упоминается в 1545 г., обычно это указывают как первое упоминание о существовании рода шляхтичей Бушинских.[12]  

В. Березняк пишет о том, что  в 1590 году Ульяна Г. Рудивна-Бушинская указывала, что их роду эти земли были отданы самими Витовтом (1410-1430) и что о ней писал Шимон Окольский писал, что та была “звабливою дівою”  “Filia huius virago ex virgo…”.

Я же нашла копию документа, датированного 21 августа 1575 года (AGAD w Warszawie, zesp. Archiwum Zamoyskich, sygn. 2680. Засвідченна копія 20 червня 1644 р. Лист 7)  о том, что Ульяна Рудивна взяла часть имущества в “Бушинцах Рудевцах” и отправила в Брацлав, заявив, что не хочет больше жить с мужем Стефаном Красносельским.

А если тот захочет прийти к ней то пусть “нехаи мене правом доходить”. Здесь же упоминается ее брат Иосиф Бушинский.

Восхитительная женщина. По местным преданиям она была основательницей в Буше женского монастыря, где и жила с 30тью сподручницами.  

В 1590 году Стефана Красносельского убивают и его двоюродный брат Михайло Красносельский заявляет о дарственной Ульяны ее владений в Буше и в Бушенцах, называемых Руденцах, датированной 1590 годом на мужа.

В дарственной также указывается, что в 1566 году она вместе с братьями Юнашька, Юсипом и Юхна Бушинскими по смерти матери, получила свою часть земель Буши в наследство.

В письме датированном 1589 годом (AGAD w Warszawie, zesp. Archiwum Zamoyskich, sygn. 2680, s. 20–21.) , брацлавской родської писарової появляется уже  семейная пара брата и сестры Бушанских Семена Ивановича и Григорьевой Байбузиной Огапии.

Они пишут, что обязуются присягнуть в брацлавском земском суде о своих привилегиях на селище Бушу, проданное канцлеру Замойскому и другой маеток Бушинци на Брацлавщине в связи с тем, что документы, подтверждающие их привелегии на эти земли сгорели во время пожара в Винницком замке.

1589 годом январем датирована и запись  в брацлавской родськой книге (AGAD w Warszawie, zesp. Archiwum Zamoyskich, sygn. 2680, s. 13–18)  “продажного листа” о том, что в начале 1589 года Семена Иванович Бушинский и  Григор’єва Байбузіна Ивановна Огап’я Бушинская продали селище Буша с рекою Бушою, за 700 копь грошей канцлеру и гетьману великому коронному Яну Замоському.

В этом же в документе упоминается о границе их территорий с “его ж милости пана канцлерову Принску и иншим селищом его млсти к реци Мурафе прилеглое

Вот видимо и наш Пронськ, который сольется с Бушей в единое целое. Одно поселение на левом берегу реки, другое на правом. А вместе получим современную Бушу. 

Герб Бушинских.

В тексте, кроме селище Буша с рекою Бушою, указывается и маеток Бушинцы под Брацлавом. А значит это разные места, хоть и принадлежащие семье Бушинских.

Как и Ульяна с Йосифом и Огапия с Семеном тоже разные люди, которых периодически в публикациях путают.

Семен Бушинский упоминается документах брацлавского воеводства 1580-1581 г.г. в связи с пожаром в Винницком замке и утрате документов на владение маетками Буши и Бушинцев. (Повідомлення Богдана Ободенського Володимирському ґродському урядові)

Под № 100 1581 p., лютого 3. Варшава, на сейме, опубликовано “оповідання Семена Бушинського перед королем Стефаном і коронною канцелярією про те, що 8 жовтня 1580 р. під час пожежі у Вінницькому замку згорів привілей великого князя литовського Вітовта на маєтки Бушу і Бушинці Тимофієві Процилі, предкові С. Бушинського”.

Вот и удревняется название Буша до времен правления Витовта 1395 -1430 года!!!!!

 

Здиславль.

В судебной жалобе от 12.02.1604 г. Ганны Богдановны Скиндеривны (помните я выше упоминала Скиндерів – татарский род осевший в этих местах), дама требует вернуть земли, которые у них отобрал Ян Замойский и указывает, что на месте Буши был Здзиславль. Причем только за ущерб она выставила 20 000 злотых.  

Название Здиславль также фигурирует за №331 1600p. , березня 14. Варшава [8], где на сейме была сделана запись в книгу коронной канцелярии:

“Впис у книгу коронної канцелярії листа Яна Замойського, коронного канцлера, гетьмана великого коронного, белзького, мальборкського, дерптського, книшинського, межиріцького, городоцького і яворівського старости, про те, що він за 5000 польських злотих продав Матєєві Яблоновському містечка Скіндерполь або Чернівці, Здіславль або Бушу, Янґрод або Стіну, села Березову і Володіївці, а також інші поселення, селища і урочища з правом їх викупу (1599p., лютого 20. Замостя)

Так что у Буши появляется еще одно имя  Здиславль подтвержденное документально. 

 

Княгиня Богуслава-Буша.

Но еще одно сказание может углубить нас по времени до 1328-1348 г..

Скульптура в Буше.

Это легенда, что название Буша произошло от имени княгини Анны-Буче (внучки Эфемии Куявской), которая была супругой князя Галицкого и Волынского Любарта-Дмитро.

И была она дочкою волынского князя Льва (или Андрея) Юрьевича. И земли эти ей ее отец отписал. По ее имени они и были прозваны. 

Также есть версия, что она была дочерью князя Данила Острозьского.

“Дружину Дмитра-Любарта Гедиміновича звали Євфімія чи Агафія, як писав Зіморович. Я. Яблоновський назвав й Бучою чи Бушою, посилаючись на Кромера.” Але у Кромера імені княгині не приведено. Від Я. Яблоновського запозичили це ім’я Т. Нарбут і М. Карамзін. Якщо ж воно не є просто результатом помилки або фантазії Я. Яблоновського, то в цьому імені можна бачити спотворення від Богуслави.” [10] 

Кроме того, Сангушки ведут свою линию от сына Любарта. Помните о супруге Семена-Фридриха из рода Сангушко? И Пронские тоже корнями от Гедеминовичей. 

Вообщем все так запутано и закручено…

Но если брать за основу исследования археологов и предположение, что в 12-13 веке над пещерным храмом возможно была крыша, то значит на этих землях люди жили и называли место жительства ранее, чем появляется легендарная, Анна-Буче.

Крепление.

 

Археологи в своих публикациях опираются на остатки в стенах пещерного храма мест креплений, аналогичных другим укрепленным древнерусским градам и наличие керамики этого периода. 

 

 

Но об этом названии поселения мы можем только гадать, а о реальных владельцах и названии Буша из документов нам известно только с 16 века.

И было их немало. Поэтому при продаже пытались оградить от последующих претензий как продавца, так и покупателя.

Так в продажном 1589 года листе указывается, что никто “з близких кревных, повинных наших брати, сестер рожоных стрыечных и тетчиных, стрыев, вуев, тюток и иншых каждых ве крви по отцу и матце повиных.” не будет претендовать на сделку и причинять “шкоды” пану гетману покупателю.

И земельные споры за земли в 16 веке не утихают, а только начинают разворачиваться.

 

Бушанская крепость в истории мира и войны. 

Но давайте не забывать и о турках, которые регулярно сюда наведывались.  Правда и запорожцы им отвечали тем же.

Например в 1617 г. канцлеру Польши Жолкевскому пришлось оправдываться перед турками за то, что запорожцы,  во главе с их гетманом Д. Б. Барабашем, устроили вылазку и  опустошили Кафу, Трапезунд, Синоп.

В ярости султан Ахмед I начинает собирать поход на украинские земли, чтобы показать, кто тут хозяин.

Но польской короне все таки удалось договориться с турками и в Буше 17 сентября было подписано мирное соглашение с  главнокомандующим Скиндер-пашой.

Желковский, деи, пансскиндер пашою…[11]

Результатом перговоров в Буше была передача туркам замка Хотин с округою, и договоренность вместе с турками выступить против запорожцев. После подписания договора Искандер паша отвел свои войска с Подолии. 

А Бушанская крепость “засветилась” на международной политической арене. 

Во время войны Богдана Хмельницкого бушанская крепость перейдет к казакам. А потом погибнет в пожаре 1654 года, когда поляки вернутся на эти земли.  

И польный гетьман коронный Речи Посполитой, “кровавый”  Стефан Чернецкий  напишет королю про события осады крепости:

“Із усіх військових компаній самою бажаною і доброзичливою до нас, була Московська компанія, де ми, маючи жагуче бажання визволити від ворогів країну, і людей Вашої Королівської Величності, добились найкращих результатів… Вирішили здійснити похід у Бушу, найбільш величний і переможний, тим самим, для нас дуже важливий і значний…”

Составитель гербов Каспр Несецкий, упоминая семью польский шляхтичей Воланов напишет об одном из возможных участников эти событий, который не погиб в жутком взрыве крепости, а только был ранен. А умер в 1696 году.

“ Богуслав Волан, спочатку войський, а потім маршалок брацлавський, чоловік мужній, в оказії з Москвою, під Басьою, двічи був поранений “-“ Z tych Boguslaw najprzod wojski, a potem marszalek Braclawski, maz rycercki w okazyi z Moskwa pod Basią, dwiema kulami postrzelony…”

В. Лубенський в 1763 г. упоминает крепость Башия.  “ W Fortecy Bassyi 17000 kozakow wyscieli…”

При всем этом, Буша как истинная женщина, играет в загадки с историей. Ибо называют ее в документах XVI-XVII веках по разному: Бассія, Буша, Башия, и Баша.

 

Рассказы местных жителей о происхождении Буши.

Местные жители рассказывали в 1873 году о происхождении своего села так:

“ По преданию на этой насыпи и возле нея, на месте ныне существующего с. Буши некогда стояло многолюдное и богатое местечко, называвшееся Гилополемь или Антополемъ. Нынешнее с. Буша произошло оть этого местечка и названо такь оть малороссійскаго слова «бушовать», потому, что здесь кто-то когда-то бушеваль, – вырезаль всё населеніе местечка “.

Через 100 лет в местных быличках появляется еще одно название предшествующего Буше местечка – Краснополь. 1973 год – явное влияние коммунистической идеологии на формирование народных легенд и быличек.

Есть еще легенда, что Буша это имя женщины, которая единственная спаслась во время нападения печенегов в 11 столетии на Антополь?, который находился между речкой Мурахвой и ее левой притокой, нынешней Бушанкой.

Реконструкция надписи. Одна из версий.

Иногда дату в рассказе меняют и называют 3 июня 1524. По этой версии уничтожили село татары. И только одна женщина Бася, спряталась в расщелине, где впоследствии нашли храм. А неизвестный резчик изобразил ее на скале, а в квадратной рамочке написал на латыни “В местечке Антополь, 3 июня 1524 года осталась одна Бася. В современной интерпретации теперь это звучит как “Буша – потому что осталась одна душа”.  

Так Basia превратилась в Буша.  

Дату селяне для быличек могли взять из надписи в храме, которую приказал выбить, вместе с рисунком первооткрыватель храма и его рельефа, местный помещик, поляк Ромуальд Остоя-Овсяный.

 

Перво-переоткрыватель храма.

Считается, что местный помещик, поляк Ромуальд Остоя-Овсяный переоткрыл храм в 19 веке. Он раскопал центральный зал и боковые комнаты, поставил в пещере печку и стал жить в этом странном месте.

Но двигала им совсем не мистика, а то что его дом регулярно кто-то поджигал. По быличкам это было следствием конфликтов с местным населением, хозяином которых он стал приобретя это село и прилегающие земли.

О чем он думал в ночи в этом удивительном месте мы не знаем. Не смотря на проживание в  “магическом месте исполнения желаний”, он не оставил о себе никаких великих свершений в социуме. Только рисунок и надпись напоминают о первооткрывателе.

“Ta Jaskinia odkryta przez Romualda W Ostoja Owsianego r. 1824”

“Эта пещера открыта при Ромуальде Остоя Овсянего г. 1824”

Вторая же надпись в рисунке, выбитая по указу Ромуальда на польском языке, указывает дату 3 июня 1524 года.  “Pamiec 1524 R. d. 3 Junii.”

 

 

Прожил он тут не долго. Однажды Ромуальда нашли в петле, виновных не нашли, а его сын вскоре продал поместье.

Но откуда взял дату Ромуальд? Из народных преданий или у него на руках были все таки какие-то документы, не знает никто.

Из реалий, в 1524 году летом около 12 000 турков и 4 000 татар белгородской орды прошлись по землям Подолии уничтожая города и села, а жителей угоняя на невольничьи рынки османской империи.

Затем известны еще два похода на Подолье-Волынь-Галичина еще 40 000 крымских татар. Есть упоминание о еще одной орде в 30 000 приблизительно в эти же сроки.

1524 год стал временем величайшей трагедии для украинцев. Тех кто оставался в живых турки угоняли в рабство оставляя пустые села.

Гравюра 16 века. Нападение турков на славянские земли. На коне за спиной турка сидит обнаженная женщина.

Так что история про нападение татар выглядит достаточно реалистично.  Тем более, что и гора Татарка в Буше имеется. И Кучманский Шлях, по которому татары совершали наезды на украинские земли, был под боком.

И местная легенда “Поселення зветься Буша , бо ж залишилась лише одна душа“ становится живым подтверждением той страшной трагедии.

А сами кровавые события могли произойти даже  ранее 1511 года. Османский султанат и крымско-татарские ханы неоднократно проходили по этим землям. Ведь именно во время такого похода и была захвачена в плен знаменитая украинка, великая султанша Роксолана.

Вот такие вот истории о происхождении названия Буша. 

 

Фея русалчиного костра. 

А меня в тот день ожидали  7 часов дороги от Киева. И под полночь я прибыла в это удивительное село, которое последние годы славится среди любителей путешествовать по местам силы (и тех, кто такие поездки рекламирует), как чисто женское пространство дарующее женщинам счастливое замужество и рождение детей.  

И первая бушанская ночь подарила нам костер на ритуальном поле, потому что прибыли мы сюда, как раз на Русалчину Неділю. А в нем маленькую крылатую дамочку в сияющей сфере. 

 

 

Небеса Буши.  

Первое, чем впечатляет Буша это своими небесами. Такое ощущение, что в небе облака играют свою собственную пьесу. А мы, земные зрители, удостоены чести наблюдать эту удивительную игру света, создающую картины в которых каждый может увидеть знаки, символы и даже целые картины с ангелами, богами и ответами на свои вопросы.

 

 

Я далеко не фантазерка, которая верит в магию и чудеса. Всему есть свое объяснение. Так же и здесь.

Это земля, на которую пришли люди много тысяч лет назад и так и остались, в плену у ее магии. Магии энергетических полей, создаваемых структурой почвы и рельефом.

Игра облаков и света начинается на подъезде в районе Могилев-Подольска. Обратите внимание, когда вдоль дороги начнут появлятся выходящие на поверхность древние слои песчаников, известняков, сланцев – вот тут и начинается игра неба, света и облаков. Геомагия 🙂

 

 

Песчаник камень очень разнообразный.  В его составе могут быть более 40 видов мельчайших камней: горный хрусталь, аметист, морион, цитрин, халцедон, агат, авантюрин, полевой шпат и т.д. и т.п. Так что воздействие уже гарантировано.

Наш уникальный геолог и техномаг, знаток свойств камней СанСаныч, которого я совершенно волшебно встретила неожиданно в этой поездке, так описал геологию Буши.

“На «очень старых» (докембрийских) гранитогнейсах в районе Буши залегают песчаники с кварц-глинисто-известковым цементом и известняки. В известняках встречается довольно много кремнистых стяжений. Этот комплекс пород имеет одно замечательное свойство – впитывать и убирать из окружающей среды негатив. А так, как этими породами сложен весь район, то даже советская власть за 70 лет не смогла оставить своего отрицательного влияния на местность. То, что совка осталось – рудименты сознания в мозгах. Не более. Так что мощных постоянных потоков негатива в Буше нет и быть не может. Только природный позитив!”

Эжени и Гук Сан Саныч. Геомаг.

Меня же больше всего поразило, что в самой Буше в верхних слоях меловых пород, прямо под ногами было невероятное количество кремня. Маленькие камушки, крупные куски, белый, сероватый, желтый, коричневый, черный. В некоторых местах дорога буквально вымощена этим камнем.  

Кремень наверное один из самых важных камней в истории человечества. Именно он, а не драгоценные камни сделали человека тем, кто он есть. Ведь именно из кремня были сделаны первые орудия труда: первые скребки для выделки кожи и обработки продуктов питания, первые лезвия для серпов, топоры и наконечники для стрел и копий для охоты и войны.

На заре времен, кремень стал частью архиважнейшего прибора, который мы называем “огниво”, чтобы на протяжении тысяч лет, использоваться для добывания огня.

Кремень часть нашей человеческой истории. Возможно он поучаствовал в нашей эволюции не только на физическом, но и на энергетическом уровне. И продолжает участвовать и влиять.

Сан Саныч пишет, что коричневые кремни хорошо держать в доме например на кухне или в зале. Они убирают негатив и хорошо чистят помещения.

Светло-серые кремни ставят там, где текучка посетителей. Например в кафе, где много посетителей. В офисах, где ежедневно принимают клиентов.

Если вы найдете кремень с жеодами, то считайте вам несказанно повезло. Ведь внутри может оказаться и кварцевая щеточка, и натечный сердолик. Такой камушек может привести в порядок мысли.

Белый кремний очень хорошо положить в зале, где идут занятия йогой, медитациям и энергетическим практикам. Сан Саныч говорит, что этот камень помогает преподавателю беречь свою энергию, собирает группу в единое целое, поддерживает высокий уровень энергий. А новичков настраивает на получение знаний. И что хорошо положить горку белого кремня возле учителя, а потом раздать эти кусочки ученикам.

Как вы понимаете мой рюкзак моментально потяжелел от увлекательного занятия – поиска и нахождения кремния разного цвета и особого кремния – камушка с естественными дырочкам. В которые можно вставить разные фишечки, для наполнения пространства нужными энергиями.

Очень много кремния на вершине горы, где стоит вышка, а на вершине несколько лет назад местные проводники групп и семинаров, выложили лабиринт. Здесь часто проводят различные практики на заходе солнца. А дорога внизу сплошь состоит из магического камня.

 

 

Возможно это кремний творит  чудеса исполнения желаний, перестраивая нейронные связи под достижение цели. Особенно когда происходит резкий перепад температуры между дневной и ночной. И тогда в звездной ночи поднимает голову магическая волна и с шипением пронзает второй энергетический центр чакру Свадхистану, чтобы закрутить ее вихрь.

И тогда происходит то, за чем приезжают сюда сотни женщин. Женщина становится повышенно привлекательной, сексуальной, плодовитой… но на какое-то время. Все не вечно в этом мире. Особенно если не поддерживать уровень внутренней энергии самостоятельными практиками.

Но некоторые успевают на этой волне реализовать свои желания. И рассказы о бушанском чуде расходятся, как круги по воде.

Добавьте  к этому:

-музей трипольской культуры с фундаментами одного из домов трипольцев,

-пещерный храм с загадочным барельефом V-XVI в.,

-руины крепости и подземные ходы XVI-XVII в.,

-руины городской ратуши XVI в.,

-старинное казацкое кладбище XVIII-XIX в.,

-волшебный остров в месте слияния двух рек,

-источник с целительной водой,

-современный парк скульптур, насчитывающий более 200 каменных творений,

-семиповоротный кремниевый лабиринт на вершине горы, откуда открывается совершенно невероятный вид на небеса во время захода солнц,.

-легендарный Гайдамацкий Яр с огромными архетипическими валунами, на дне ущелья заросшего буками.

И время проведенное здесь будет наполнена интереснейшими рассказами гидов в дополнение к чудесам геологической магии энергий. А фотографии поразят инстаграмщиков.

Для того, чтобы бродить по Буше можно использовать карту, которую я прилагаю. Очень удобно понимать что и где находится. А макет крепости и городища, прекрасно показывает за счет чего тут творится магия. Два водяных потока омывающих клинообразную гору, на которой множество кремния. Природное электромагнитное поле такой структуры и его воздействие на нейронные связи головного мозга еще никто не отменял. Именно на таких местах ставились храмы, в которых и происходят чудеса.

 

 

Средневековая башня замка и осада 1654 года.  

Если вы хотите полюбоваться прекрасным круговым видом и сделать волшебные фотографии, поднимитесь на восстановленную башню. Внутри нее находится маленький музей рассказывающий о страшных событиях осады бушанского замка в 17 веке.

И чтобы говорить об этой трагедии нужно вспомнить историю. В ХІІ-ХIII веке местность принадлежала Галицко-Волынскому княжеству. Затем княжеству Литовскому. А с 1569 года – Речи Посполитой.

Поэтому претензии поляков на крепость (по их мнению) были обоснованы. Ведь крепость тут начала строиться, когда землями нынешней Буши владел Ян Замойский (1541–1605), коронный канцлер и великий гетман коронный Польши.

А в 1648 году, во время войны Богдана Хмельницкого за суверенитет Гетманщины, Буша входит в состав казацкого Брацлавского полка. Поляки вынуждены были уйти, но в 1654 году вернулись и осадили замок.

Дальше эта история превратилась в легенду, где главная героиня то ли дочь, то ли вдова казацкого сотника Зависного по имени то ли Марьяна, то ли Олена  садится на бочки с порохом (якобы принадлежавшие легендарному казаку Богуну) и поджигает фитиль.

Вместе с немногочисленными оставшимися в живых защитниками крепости, в воздух взлетели и множество  польских гусаров.

Крест Марьяны.

Городок горел всю ночь. Люди пытались спастись прячась от разъяренных ляхов. До наших дней дошел рассказ о женщинах, детях и стариках, что спрятались в пещере (есть версия, что это были защитники замка). Ляхи перегородили ручей рядом и затопили пещеру вместе с людьми. Эту пещеру потом называли Бабина, но где она была теперь никто не знает. 

Чтобы понимать размер трагедии надо знать, что в 1654 году в Буше и рядом проживало около 12000 человек, было 7 церквей. (Из рассказов Веспасиана Каховського)

Городок так и не оправился от осады и пожара. Кого не убили ляхи, тех вскоре угнали в полон турки, которые любили наведываться в эти земли за полонянками. Даже в 1671 тут стояло всего четыре хаты, мельница и руины церкви.

А в истории Марьяны-Олены не все так просто.

Бытуют местные легенды, что еще до осады крепости, полюбил ее местный панич и предложил сбежать вместе с сокровищами из крепости (казацкой казной?). Но девка оказалась гордая и отказала ему.

А когда началась заваруха, то собрала сокровища, зашила в 40 воловьих шкур и спрятала в месте, где Бушанка стекает в Мурафу.

Марьяна погибла, а ляхи так не нашли сокровища. Именно поэтому они так неистово в ярости разоряли городок.

Вообще тема сокровищ видимо любимая в этих местах, как мы дальше увидим из рассказов о Гайдамацком Яре.

 

Музей трипольской культуры.

Следующие шаги туристы обычно направляют в маленький музей Трипольской культуры, где можно увидеть фрагменты керамики и остатки фундаментов дома, возрастом более 5000 лет.  Это редкая возможность своими глазами увидеть наследие предков. Пусть даже они и были средиземноморского типа пришельцами из Анатолии. Но они оставили свою культуру и гены на теренах Украины, поэтому мы по праву можем считать их своими пращурами.

 

 

Этнографический музей.

Также в Буше радует глаз чудесный этнографический музей народного творчества. Особенно он понравится тем, кто исследует народную символику. Тут чудесные вышиванки и домотканные ковры с цветочными узорами. Но обратите ваше внимание на ковер с узором “паук”.

Паучиха, как мать мира, это один из древнейших архетипических образов, который практически исчез из современных сказок. Но здесь в Буше оживают  старинные приметы и ритуалы, где паук, как защитник дома, тихонько сидит в уголке, чтобы защитить дом от мошек, тараканов, но и от невидимой нечисти. Не зря же его называли дедком или хозяином.      

 

 

 

Парк скульптур.

И конечно же нельзя не упомянуть о множестве скульптур, которых тут по окрестности более двухсот.

Не знаю насколько они представляют художественную ценность. Это на ваше усмотрение. Но устроить себе фотосессию рядом с каким-нибудь каменным чудовищем можно запросто.

 

 

 

 

Казацкое кладбище.

Но самыми необычными скульптурами в Буше я бы назвала огромные, странные кресты на старинном кладбище XVIII -XIX вв. Размером выше человеческого роста они поражают воображение и создают совершенно уникальную атмосферу для искусного фотографа.

Почему его называют казацким уже никто не помнит и исторического повода к этому вроде бы нет.

Вряд ли в Буше до трагической осады крепости 1654 года, проживало много казаков, которые служили в Ямпольской сотне Брацлавского казацкого полка.

А после осады жителей уже и не было. Даже простые крестьяне и ремесленники, кто уцелел, разбежались по окрестностям. Лет 100 после побоища местность практически пустовала.

Еще раз напомню, что в 1671 году (по записям французского шпиона Ульрха фон Вердума) тут стояло четыре хаты, мельница и руины церкви. Кого не убили ляхи, тех угнали в полон турки, которые любили наведываться с рейдами за товаром для невольничьих рынков Османской империи.

Соответственно, скорее всего название кладбищу дали казаки, которые погибли при осаде 1654 года. А вместе с ними тут, возможно, упокоились и остальные жители уничтоженного поляками городка.

У них не было шанса. Стефан Чарнецький – коронный обозный возглавлявший польское войско славился жестокостью и тем, что “огнем и мечом” шел по украинским землям не оставляя в живых ни восставших казаков, ни местных жителей. Это было не первое поселение, где он уничтожил всех жителей. К сожалению и не последнее.

Оборонявшие крепость приблизительно 6000 повстанцев, в том числе с семьями, около 12000 местного населения все они обрели покой где-то тут.

Идучи по этому живописному месте, бросьте горсть живых зерен. Пусть те, кто не перешли вовремя, обретут новую жизнь и выйдут из междумирья в новое воплощение. Во благо.

 

 

Прогулка по Буше обрадует видами как модель, так и фотографа. А любители энергетических практик найдут здесь массу укромных местечек для медитаций.

 

 

Бушанский источник.

Можно пойти по дороге из кремния к волшебному источнику, где сверху на посетителей взирает козак чаклун, держащий чаши с мертвой и живой водой.   

 

 

Слияние Бушанки и Мурафы.

А можно отправится туда, где сливаются в поцелуе воды рече Бушанка и Мурафа. Перебраться через мостик из трех бревен на островок и, спрятавшись в зарослях бузины, любоваться стрекозами и ундинами.

И о названии Буша-Бушанка мы уже говорили выше, а речка Морахва (Моорахва) несет свое название со времен, когда на теренах Украины правили воинственные готы. Их племена пришли сюда из района Гданьска, где высадились со своих кораблей в I-II веке н.э. Не путайте их с современными готами. Древние пришельцы распространили свою власть на огромные территории и оставили свой след, как в генетике, так и в языке украинцев.

Лингвисты переводят название речки как “болотистая вода”, где моор это болото, а аква\ахва – вода.

Польский хронист Марцин Кромер в XVI веке описывал Морахву так :

“Jest rzeka Morakwa ktora do Dniestru wrlywa (grzaska, kaluowata / y szeroko si rolewaica.)”.

Кстати богиня Мара, тоже имеет корни в слове “моор” – болото. Отсюда же и слово “more” – смерть в английском.

 

 

Магазин сувениров в Буше.

И обязательно зайдите в магазинчик, где местные мастера выставляют на продажу своих волшебных кукол. Сияющей радостью, куклы разлетаются по всему миру, крепко прижимаемые к груди счастливыми обладателями маленьких чудес из Буши.   

 

 

Бушанский храм.

И когда вы насытитесь всеми этими чудесами, отправляйтесь в главную загадку Буши – пещерный храм, где на стене высечена странная картина, которая уже много лет вызывает яростные споры между учеными исследователями.

Сторонники языческой теории говорят, что это изображение ритуала упокоения предков древних славян, где: 

-Дерево без листьев символизирует прерывание жизненного цикла.

-Петух символ смерти.

Кстати в округе Буши до сих пор на похоронах могут принести на кладбище живого черного кура, чтобы вручить его старшему другу ушедшего, а потом ритуально обезглавить по возвращению. Такой – отголосок древних ритуалов языческой поры.

-Олень символ надежды.

И все это ритуал обращение к предкам или богам.

Другие доказывают, что это христианский святой Онуфрий и датируют рельеф 16 веком, приводя в пример подобные изображения 16-17 века.

Святой Онуфрий в Касперивцях.

Св. Онуфрий. Болгарская миниатюра. 

 

 

План храма.

Но давайте заглянем сюда начиная с тех времен, когда в окрестностях жили трипольцы. Увы нет в храме следов их деятельности. Так же как нет следов ритуалов местных жителей последующего медного и железного века.

Только начиная с 4-5 века н.э.сюда специально приходят люди.  Об этом говорят найденные в храме при раскопках черепки керамики черняховской культуры.

Напомню, что черняховская культура тесно связана с готами и “кельтской вуалью”. 

И с тех пор, начинается история этого места, как значимого. Но при этом керамики очень мало, поэтому говорить о каком-то паломничестве в больших масштабах, я бы не стала.  

 

Изначально храм был открыт небу. Но во времена позднего средневековья, Киевской Руси 11-13 века, его возможно накрыли крышей. Об этом говорят пазы-канавки над рельефом и в стене напротив, аналоги которым можно найти в укреплениях времен Киевской Руси в Карпатском регионе.

 

В 16 веке кто-то устроил тут печь для обогрева. Может та самая Бася-Буша, а может монах-затворник.

Надпись на стене на латыни на польском языке “KAI. H. PEYUNIAN” говорит нам, что скорее всего таки монах. И вместо отчества в надписи,  монах указывает H. – то есть Христос. Палеография дает датировку этой надписи 16-м веком.

 

 

Возможно в 16-17 веке над храмом была установлена каплица (или какое то другое здание), о чем говорят найденные фундаменты и обломки гутного стекла. Но здание и перекрытия сгорели в пожаре, видимо во время событий 1654 года.

 

Надписи в храме в Буше.

Надпись в рамке, на сегодняшний день, практически стерта и не читаема. Однако в 1961 году, используя материалы В.Антоновича (1883 г.), археолог В. Даниленко попытался реконструировать текст как “ Азм есмь Миробог жрец Ольгов “.

Но эти работы по Буше так и не были опубликованы, поэтому говорить об этой надписи, как официально введенной в научный оборот невозможно. Мало того, эта работа по исследованию бушанского рельефа отсутствует и в архиве института Археологии Украины.

Зато это дало возможность Асову использовать в своих работах о “славянских рунахи язычестве” надпись из бушанского храма. Хотя на сегодняшний день даже дневники ученого отсутствуют в обозримом поле информации.

Если опираться на физическую реальность, то надпись на мягком песчанике, подвергаясь природным силам ( дождь, снег, мороз) сохраняется 200-300 лет. А значит если надпись еще была видна в 19 веке, то  датировать ее 10 веком просто не реально. Надписи можно датировать 17-18 веком.

Тогда более вероятной версией реконструкции надписи надо принять версию В.В.Березняка. По его мнению надпись выполнена латиницей на польском языке  “ В містечку Антополі 1524 року 3 червня зосталась єдна Бася”.

Но фотография 1991 года подтвердила начало слова “Оль.” в последней строчке  надписи, что возвращает нас к первой реконструкции.

Как и много веков назад так и сейчас, перепад температуры между днем и ночью, оживляет песчинки кварца в песчанике и начинается чудо. Энергия, создаваемая силами земли, течет прямо через второй энергетический центр, восстанавливая энергии связанные с сексуальностью, деторождением и наслаждением жизнью.

Как по мне возведение дополнительных стен и крыши, стерло первоначальную красоту и влияние храма на человеческую психику. Но, местные жители сами решают, что для них лучше. Мы же здесь гости, приехавшие за чудом.

 

 

 

Гайдамацкий яр. 

Побродив один день по Буше, второй полностью посвятите Гайдамацкому Яру. Это уникальная географическая памятка природы, производит неизгладимое впечатление. Она занимает 96 гектар заросших грабами. Удивительной формы гигантские камни создают сказочную атмосферу древних мифов и магии. Множество легенд прячут они в своих пещерах и расщелинах.

По одной из местных сказок, еще до потопа, жили два брата великана на двух горах Буши. Как-то они поругались и стали бросаться друг в друга камнями. Так и возник Гайдамацкий яр.  

Но наиболее популярные тут рассказы о гайдамаках и “Коліівщине”.

1768 год был ознаменован восстанием украинцев против польских панов. Максим Зализняк, Иван Гонта, повстанцы устроили в этом странном месте свою схованку.

А по имени Ивана Гонты даже назван один из валунов, уткнувшихся в реку.

По преданию предводитель повстанцев приходил сюда и долго сидел всматриваясь в воду, а затем толкал пламенные речи перед местными   ̶п̶р̶о̶л̶е̶т̶а̶р̶и̶я̶м̶и̶ селянами.

Жизни молодого мужчины в те времена, если он не имеет средств к существованию и земельного надела, была печальна. Тяжелый труд, девки в твою сторону даже не смотрят и никаких перспектив. Но если он участвует в военной деятельности любого вида вплоть до разбоя, то…а я люблю военных… вполне понятно, что многие молодые мужчины соблазнялись идеей “освобождения трудящихся”. Тем более, что память о казацкой вольнице была еще свежа в памяти по рассказам дедов.

Об этом столь ярко и красочно можно прочесть в песнях и думах 16-18 века, где в подробностях описывается деятельность и образ жизни этого слоя населения. Ограбили, приехали домой, всех в селе одарили подарками, все им кланяются и благодарят. А потом суд и наказание. Не знаю, как много из них реально думали о восстановлении Гетманщины и независимости украинского народа.

Бурное время, другой образ жизни, другие думы и решения. Долгие годы гнуть спину на пана, или ярко и быстро. Не нам судить.

Гайдмацкий Яр навевает много мыслей. Поэтому есть смысл найти “свой” камень, а потом лечь на мегалит, который вас позовет к себе и слушать его истории.

Только гуляя, смотрите внимательно под ноги. За двести лет много людей искало тут о̶б̶щ̶а̶к̶ клад гайдамаков. Поэтому много ям. Да еще тут и змеи есть, и пауки, и шмели. И комаров туча. Одевайтесь удобно и безопасно.

 

 

 

Вот мы с вами и прогулялись по магическим тропам Буши. И если вы захотите заглянуть сюда, то я рекомендую Soul Travel  и пусть местные духи будут к вам благосклонны, а ваши желания исполнятся во благо.

 

Copyright©ЭжениМакКвин2018

 

Литература:

1.Мицик Ю.А. Буші оборона 1654 [Електронний ресурс] // Енциклопедія історії України: Т. 1

2.Мицик Ю.А. Чарнецький Стефан [Електронний ресурс] // Енциклопедія історії України: Т. 10: Т-Я.

3.Березняк В.В. Дослідження скельного рельєфу з Буші. Археологія N3. 1994.

4.Формозов А.А. О наскальном рельефе близ села Буша в Поднестровье. СА-1968.  

5.Формозов А.А. Еще раз о наскальном рельефе у с. беша в Поднестровье. Археологія N3. 1994.

6.Вінокур І.С. Дослідження Бушанского свельного комплексу. Археологія N3. 1994.

7.Крикун М. Документи Брацлавського воєводства 1566–1605 років. Вісник Львів Ун-ту. Сер. істор. 2011

8.Документи Брацлавського воєводства 1566–1605 років. Наукове товариство ім. Шевченка. Львів 2008.

9.Сергей Безносюк. Князья Пронские.Поколенная роспись рода князей Пронских. XXI колено.

10.Левко Войтович. Удільні князівства Рюриковичів і Гедиміновичів у XII-XVI ст. Львів 1996.

11. Toм 1. Документи до історії запорозького козацтва 1613— 1620 pp.

12. Henryk Litwin (Kijów) Rody PAŃSKIE BRACŁAWSZCZYZNY 1569—1648. STATUS SPOŁECZNY I MAJĄTKOWY.

13. Acta metryki koronnej. 1576-1586. 

14. Zrodla dziejowe. Rewizya  Zamkow. Tom VI. Ziemi wolynskiej. 1877. Warszava.  

 

Женские места силы Украины. 

Древние боги украинских земель.

Тайны Софиевского собора. 

Андреевский спуск. Чакры и кудндалини Киева. 

Львовские загадки языческих капищь.

Украинская приворотная магия в 16 веке. 

Забытые храмы волхвов. Богит.

Древний храм Богини трипольцев. 

Идол Перуна и священный дуб в музее Киева. 

Огненные знаки богини Мары.

Дневники ведьмы. Истории из жизни женщин магов. 

 

Поделиться в соцсетях. 

 

Добавить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.