Древние Боги Украинской Земли.

“Нет ни одной религиозной формы, которая не стремилась бы приблизиться к архетипу, т.о. избавившись от исторических наносов и слоев. Каждая Богиня стремится стать Великой Богиней, взяв на себя все атрибуты и функции, принадлежавшие архетипической Великой Богине.”  Мирча Элиаде

 

На земле, которую мы сейчас зовем Украиной, на протяжении тысячелетий бурлила человеческая жизнь. Приходя сюда трипольцы, скифы, готы, сарматы, фракийцы, кельты, балты и другие оставались, чтобы слиться с теми, кто пришел перед ними, а затем дать жизнь новым этносам. Словно в алхимическом котле этих плодородных земель, происходил процесс выплавления народов, которые создавали уникальные культуры.куклы

Что же их всех объединяло? Любовь к этим удивительным, пронизанным солнцем просторам? Защита и обильная дичь в густых лесах, наполненных тишиной и множеством диких животных и растений? Реки, огромные и малые, позволяющие соединять в единое целое это пространство и наполняя его жизненной силой?

Наверное, все вместе, создавая уникальные культуры столь разные и в то же время повторяющие тонкий узор энергетического, тонкого плана этих мест, которые каждый раз снова и снова повторяли один и тот же код. Мистический код, который и сейчас здесь присутствует.

Иногда его называют код украинки, но мне больше по нраву код поклонения женскому началу в облике Великой Богине. Ибо черты ритуалов и посвящений ей просматриваются у всех, кто когда-либо жил  на этой земле. И мы попробуем посмотреть на этот удивительный поток из разных времен.

Я люблю опираться не только на ощущения и тонкое восприятие энергий пространства, но и на неоспоримые свидетельства археологов и ученых. Поэтому давайте учиться видеть нашу землю сквозь время, имея на руках артефакты, принадлежавшие предкам нашей цивилизации.

Возможно, не всегда каждый из нас, прямой потомок тех древних народов. Но если мы родились и выросли здесь, то по законам номогенеза эта земля придала форму нашему телу и напрямую повлияла на наш характер и тонкий план.

—–

Номогенез – теория влияния места рождения на формирования телесного и психологического облика, предложенная ученым Бергом в 20 веке на основе его антропометрических исследований.

—–

И тогда мы автоматически считываем тот культурный и мистический код  всех, кто жил здесь до нас. Код, который транслируется до сих пор в каждой вышиванке, в каждом украшении, в каждом узоре.

И начнем мы с очень далекого от нас времени.

Около 10 тысяч лет назад, рост населения на ближнем востоке стал источником миграции, которая распространилась в центральную Азию и Индию, Аравию и северную Африку.

 

ТРИПОЛЬЦЫ.

Главный путь животноводов и земледельцев на острова эгейского моря и восточную Грецию  начинался в Анатолии. И в 7 тысячелетии до нашей эры. Выходцы из Анатолии, прошли через юг Балканского полуострова и, постепенно продвигаясь на север, достигли Дуная, чтобы отправиться по его долине на запад в центральную Европу и на восток в Правобережную Украину.

Таки образом ближневосточная культура развернулась в своем течении  разными потоками, а в виде трипольской культуры, начиная где-то с пятого тысячелетия до нашей эры, осела на берегах Днепра.

Но как память о своем анатолийском происхождении трипольцы принесли сюда культ женского божества плодородия, священного быка, небесного змея, ритуальные захоронения детей и бычьих голов под полом жилищ и многое другое.

Но они тут были не одни. Их северными соседями были местные аборигены охотники и рыбаки Немецкой, Польской, Полесской низин и Левобережья Днепра. По мнению многих ученых  в процессе их взаимодействия и была создана праиндоевропейская культура и язык в пятом тысячелетии до нашей эры.

В память о ближневосточном первоисточнике  нам достались многие слова.

Шумеры нам оставили корни таких слов как:

kou — короватриполье 2

reud — руда

duer — двери

hkor — горы

Из хаттского и хуритского языков пришли:

akuo — конь

porko — поросенок

hvelena — волна, шерсть

rughio — рожь

lino — лен

kulo — колоть, копье

sel — село

dholo — долина

arho — ареал, пространство

tuer — творог

sur — сыр

penkue — пять

klau — ключ

medu — мед, сладкий

akro — поле.

Теперь, когда вы знаете путь, который принес культуру земледелия и скотоводчества на земли поднепровья, давайте посмотрим на религиозные воззрения новых жителей берегов Днепра.

Материальная история начинается всегда с артефактов, найденных археологами, которые предлагают нам теории. Если находят что-то новое, то теории могут подтверждаться или наоборот изменятся. Поэтому эта статья, тоже когда-нибудь станет устаревшей и на основе новых находок и исследований возникнет новое виденье нашей истории и культуры.

Триполье 1Трипольская цивилизация  оказалась богатой на потрясающие находки. Было найдено множество антропоморфных, то есть человекоподобных, фигурок. Чудесные глиняные игрушки для детей, модели домов, пряслица и загадочные биноклевидные  сосуды. Множество орнаментов и форм, символов и линий, используемых и в сегодняшнем искусстве и магии.

И, среди этого удивительного наследия, множество женских антропоморфных фигурок, что дало возможность археологами говорить о культе Великой Богине, как о первом веровании давних жителей нынешних украинских земель.

Мы не знаем точного имени древнейшей богини. До нашего времени дошли только ее скульптурные изображения и рисунки на черепках. Но археологи говорят, что в те давние времена для поклонений и жертвоприношений ей уже строили большие, двухэтажные храмы.

Остатки одного из таких сооружений стали величайшей находкой века, взбудоражившей весь научный мир в 2009 году. Храм возрастом 6000 лет, в небольшом украинском селе Небеливка, стал уникальным открытием современной археологии.

Стены храма были выкрашены охрой в красный цвет. В обмазку стен ритуально добавлены злаки и травы. Нашли даже маленькую, вмурованную в штукатурку фигурку богини. Видимо это была часть ритуала освящения храма.

Здесь приносили на алтарях в жертву животных. Восемь жертвенников, множество подношений, два этажа и огромный размер даже по современным меркам. Да и само поселение было огромным, занимавшим более 250 гектаров.

Структура здания была подобна одному из древнейших храмов Месопотамии. Что вновь говорит о связях с ближним востоком. Но это дает возможность представить себе и ритуалы, посвященные Великой Богини Плодородия.

goddess tripilliaВозможно, ее называли, как в древнем междуречье Инанна, а может просто Ма или Ану, как древнейшее имя изначальной Богини. Ведь у шумеров АН обозначало небо, а на санскрите это мать. Мы можем только гадать. Но ее изображения в окружении змей, животных,  небесных вод и плодородного поля повторились во всех последующих культурах наших земель и дошли до нашего времени в узорах вышиванок и в рисунках на писанках. Мистическая вера трипольцев никуда не исчезла. Мы прикасаемся к ней каждый день через символы и знаки, пришедшие из глубокой древности.

Как утверждает М.Ведейко, около 55% украинцев по материнской линии несут в себе код древних трипольцев, а значит по материнской линии большинство из нас прямые наследники этой удивительной культуры. И память о Великой Богине осталась в нашей генетической памяти и влияет на современную историю.

Так как передача информации по материнской линии идет через митохондриальную ДНК, то в первую очередь это влияет на протекание энергетических процессов в теле. Может поэтому мощная энергия, упорство и жизнерадостность, столь присущи всем этносам, когда-либо жившим здесь.

Но в середине третьего тысячелетия до нашей эры трипольская культура теряет свою монолитность. К тому же начинается новая волна переселений. Племена, хлынувшие из  Центральной Европы через Польшу на Волынь, Полесье, Верхний Днепр приносят сюда  культуру шароподобных амфор и шнуровой керамики, чтобы  стать основополагающим для будущего этносом, который можно уже считать предками славян и балтов.

В конце третьего тысячелетия до нашей эры приходит эпоха бронзы и киммерийцев. Трипольцы ассимилировались с пришедшими племенами ямной культуры и, оставив нам в наследство, гены по материнской линии, стали неотъемлемой частью будущего. Их культ плодородия, культ предков, традиционная передача в изображениях человеческой фигуры, зооморфная и антропоморфная пластика войдут как часть культурного кода будущих народов на этой территории.

И поклонение женскому началу, Богине Плодородия будет передано дальше сквозь тысячелетия.

Я много лет собираю по разным музеям изображения древних богинь. И мне кажется, древнее Междуречье, Египет, Финикия, Крит, Балканы, Турция и Поднепровье были связаны между собой более тесно, чем мы себе сейчас представляем. Поэтому посмотрите галерею древних богинь, которые имеют удивительное сходство, не смотря на то, что их разделяют огромные расстояния, а иногда и столетия. Но, возможно, именно по ним мы можем увидеть, как распространялась по миру традиция поклонения единому образу Великой Богини.

Фотогаллерея “Богини трипольцев”, “Трипольская керамика со змеями и танцующими жрицами” “Древнейший в мире  алтарь Богини из храма в Небеливке”. 

 

МЕЖДУ ТРИПОЛЬЕМ И КИММЕРИЙЦАМИ.

К сожалению, о культуре, пришедшей на смену трипольской, известно меньше. Здесь уже нет такого множества прекрасной расписной керамики и пластики. Исчезают огромные поселения.  Малочисленные каменные изваяния божеств лишены изящества и становятся более схематичными.  Изменение климата заставляет людей жить проще.

На рубеже третьего и второго тысячелетия появляется ямная культура. Но после яркой и самобытной трипольской, она выглядит очень скромно.

За ней приходит период катакомбной культуры и ее датируют 2000-1500 годами до нашей эры.киммерийцы

Но на ее базе развивается срубная культура, где вновь мы видим украшенную орнаментами керамику. Некоторые из исследователей (например А.А.Формозов) считают, что множество изображений на поверхности сосудов этого времени, являются пиктографической письменностью и календарными знаками.

Здесь появляются, привычные нам, орнаменты: солярные знаки, свастики, луна, вспаханное поле как треугольник с бороздами и зернами, растения, быки с повозкой, летящий змей.

Похоже, что именно этот период закладывает небезызвестный ритуал «строительной жертвы».

Но природа вновь решает за людей, какой образ жизни они должны вести, если хотят остаться на этих землях. Смена климата и засухи в степи XI – VIII века до нашей эры, заставляют людей вновь перейти к кочевому образу жизни.

Об этносе этого времени нет никаких записей соседних народов, а собственной письменности у них не было. Мы знаем, что их язык относился к индоевропейской группе, а сами они были, скорее всего, индоиранцами. Но кто были их боги, мы можем только догадываться по изображениям на керамике и нескольким каменным стелам.

 

КИММЕРИЙЦЫ.

Первые упоминания о следующем народе, населяющем плодородные степи и леса Кіммерійські вершники. Зображення на етруській вазі. VI ст. до н.еподнепровья, появляются у Гомера.

Великий поэт жил в 8-7 веке до нашей эры. Но описываемые им события относятся к 14-12 веку до нашей эры. В своем “Путешествии Одиссея” и “Иллиаде”, Гомер пишет о киммерийцах, народе «дивных доителей кобылиц».  Благодаря ему и стали называть культуру, предшествующую скифской – киммерийской.

Воинственность этого народа привела к тому, что их походы в малую Азию запомнились на многие века. Известный географ Страбон живший на границе тысячелетий, упоминал об этом воинственном союзе, наводившем страх на жителей Азии и Средиземноморья еще до времен Гомера. А в 5 веке Павел Оросия писал, что киммерийцы вместе с амазонками совершили опустошительно вторжение в Азию в 30 году от основания Рима, то есть в 723 году до нашей эры.

Об их ритуалах и богах говорить сложно. Слишком мало у нас информации. Но один из позднеантичных авторов Гесихий Александрийский называет киммерийскую богиню «Матерью Богов».

Вот мы и походим к более близким нам временам. Ко времени, когда  на арену истории выходят скифы.

 

СКИФЫ.

Их своеобразная культура никого не оставляет равнодушными. Исследователи многие годы гадали о том, откуда появился этот удивительный народ. Но находки последних лет убедительно показывают, что прародиной скифов наиболее вероятно были огромные пространства степей Тувы и Казахстана. Об этом говорят находки характерных для скифов захоронений, украшений с присущими скифам орнаментами в курганах Арджан I ( VII век до н.э.)  и Арджан II (IX-VIII век до н.э.) в Туве.

Тем более, что существует версия, что китайский император 11 века до н.э. Суань воевал с племенами хи-унг-ну на своих северных границах. Его военная компания были настолько успешной, что он отбросил воинственных кочевников далеко к западу. И словно домино это привело в движение на запад множества племен. Это событие, подтолкнувшее к движению множество племен, усугубила охватившая в 8 веке до н.э. засуха. И вот уже волна переселения народов двинулась, наступая на пятки друг другу. И те, кого теперь мы называем скифами, в 7 веке до нашей эры вытеснили киммерийцев и завладели плодородными землями от Дона до Днепра, Буга и Вислы.

По версии Е.Г. Паркера  не только скифы, но и затем гунны, и тюрки были различными стадиями развития одних и тех же племен, которые волнами миграций шли с востока на запад.

Приходит время, когда древних богов наших земель описывают историки и писатели древнего мира.

На самом деле, мы не знаем как скифы называли себя сами. Древнегреческий историк Гелланик Митиленский, живший в V в. до н.э, писал :«Когда проплываешь Боспор, будут синды, выше их – меоты, скифы».  Скифами называли в эллинском мире объединение племен живших на огромных территориях и объединенных в военные и политические союзы.

Греки заключали торговые и политические договора с воинственными царскими, кочевыми скифами, которые контролировали экспорт зерна через города-колонии. Но кроме них, есть упоминание и о землепашцах-сколотах. Но увы, о них нам ничего не известно. Мы можем только предполагать о существовании разделения на племена воинов-кочевников и землепашцев. Ведь кто-то должен был выращивать зерно, которое уже тогда экспортировалось в Средиземноморье и Европу в огромных количествах.

Одним из главных источников о религии и мировоззрении скифов являются записи Геродота (около 484—425 гг. до н. э.). Он описал мифы и богов жителей “понтийской степи”. И здесь надо помнить, что богов описывали греки. Они сопоставляли их со своим пантеоном и даже присваивали им свои имена. А историкам теперь приходится пытаться разделить, где изначальные скифские персонажи, а где их греческие аналогии.

Итак, что же мы знаем о скифах, их мифах и религии, благодаря Геродоту и другим древним писателям. Вот один из дошедших до нашего времени мифов древних скифов.

У великого героя Геракла пропал табун кобылиц. В его поисках он пришел в скифские земли, где встретил Змееногую Деву. Греки назвали ее Ехидной, но не факт, что также ее звали и скифы.Курган-Большая-Цимбалка-налобник-и-нащёчники-4в.до.н.э.

Вот она первая Богиня Змееногая Дева, о почитании которой мы уже можем говорить с уверенностью. И как тут не вспомнить о девах-нагах, крылатых женщинах змеях, духах земли в тибетской традиции!

Дева жила в пещере в Гилее ( Полесье) и потребовала в качестве оплаты за возвращение лошадей, чтобы герой женился на ней. (Ох уж эти женщины наших земель. Уже тогда замужество было им столь важно).

Хотя есть версия, что дабы женится на ней, Геракл сражался в поединке с ее отцом царем Араксом.

А когда Геракл собрался возвращаться на свою родину, то Дева-Змея спросила его:

«Я сберегла тебе этих лошадей, забредших сюда, и ты отплатил мне за это: я имею от тебя трех сыновей. Расскажи, что мне делать с ними, когда они вырастут; поселить ли здесь (я одна владею этой страной !!!!!!) или отослать к тебе?». Так спросила она, а Геракл, говорят, сказал ей в ответ: «Когда ты увидишь сыновей возмужавшими, поступи лучше всего так: посмотри, который из них натянет вот так этот лук и опояшется по-моему этим поясом, и тому предоставь для жительства эту землю, а который не в состоянии будет выполнить предлагаемые мною задачи, того вышли из страны…»

Другая версия этого мифа уже включает в себя имена сыновей. Агафирс, Гелон и Скиф. А к поясу, оставленному отцом, прикручена золотая чаша.

«От этого-то Гераклова сына Скифа и произошли-де все правящие скифские цари, а от чаши Геракла – существующий до сих пор у скифов обычай носить чаши на поясах. Так рассказывают живущие у Понта (Черного моря) эллины.»

Возможно, эта чаша и становится прообразом, той самой ритуальной чаши, которую вместо ордена вручали скифские цари отличившимся воинам. На донышках, найденных археологами таких чаш, стоят знаки, которые называют теперь тамга и которые становятся отличительным знаком. Возможно это будущие геральдические знаки отличия, передающиеся по наследству, как знак принадлежности к славному роду воинов.

По еще одной легенде имена этих трех сыновей были Липоксай, Арпоксай и младший Колаксай. При них с неба упали три золотых священных предмета плуг, ярмо, секира и чаша. При приближении к ним старших братьев, золото воспламенялось, но подпустило к себе третьего сына, который и стал правителем. Липоксай стал основателем рода авхатов; средний брат Арпоксай прародитель катиарыев и траспиев. От младшего Колоксая пошли паралаты.

Вот здесь и можно найти корни наших сказок о трех сыновьях и волшебных инструментах, с помощью которых они находят свое счастье. Старший, средний и младший, получивший главное наследство на самом деле пришли из скифских мифов, но остались до наших времен в виде детских сказок. Но ведь сказка ложь да в ней намек!

Существует также интересная версия, что во времена языческих мировоозрений праславян, скифский Колоксай становится праобразом Бога, солнечного Кола, а затем и мифическим князем ясным солнышком.

Возможно, сколько было племен, столько и версий мифа. Но то, что небесные дары предполагали различный образ жизни, как раз и говорит о некой «специализации» племен. Ведь в них есть явное указание на землепашцев – плуг и ярмо, секира – воины. А вот кого могла символизировать чаша? Может жрецов совершавших подношение богам? Кто знает…

Кочевники-скифы считали себя молодым народом, но кто же были те, кто жили тут до скифов? Возможно это те, кого древние авторы упоминали как сколотов-земледельцев. Именно результаты их труда «зерновые» и были основным предметом экспорта царских скифов через основанный милетцами в 6 веке до н.э. греческий город-колонию Ольвию (совр. Одесская область).

Хотя раскопки в Усатово и Маяках, датируемые периодом около 1500-1000 года до н.э., показывают, что Одесская область уже тогда была торговым перекрестком между Кавказом, Средиземноморьем и Европой.  Видимо номогенез одесского региона предполагает рождение хироумных торговцев независимо от времени и цивилизации.

И скорее всего, именно сколотам принадлежит другой миф, записанный греческими историками и который гласит, что за 1000 лет до прихода Дария (персидский царь, правивший в 522-486 г до н.э.), первым человеком в Скифии стал Таргитай, сын Зевса и дочери реки Борисфена (Днепра). То есть задолго до прихода скифов на этих землях существовал народ, отождествлявший себя с этой землей, как своей родиной, дети Бога Неба и Дочери Реки. plaque_chertomlyk - копия

И это первое упоминание о Богине дочери Борисфена-Днепра. Подательницы благ и плодородия землям поднепровья.

Видим ли мы тут еще двух богинь более древних, чем Ехидна-Змеедева? Могли ли Богиня Борисфена-Днепра и ее дочь стать праообразом Лады и Лели? Или это Дана и ее дитя Лада?

Но вернемся к  описываемому Геродотом пантеону скифов, где проявилось чудное сплетение матриархата в возглавляющей пантеон Богине и одновременной власти мужских божеств. Увы, у нас нет прямых записей самих скифов и мы вынуждены довольствоваться рассказами Геродота, который приводит греческих божеств, которых он сопоставляет со скифскими. Но, если человеческая психика выстроена в подобии формирования божественных образов, то и божества разных народов имеют сходные облики и характер. А значит, мы можем, пусть даже через взгляд древнего грека, увидеть богов наших предков.

Итак, в дошедших о нас текстах, Геродот описывает следующих богов:

 

Апи, змееногая Богиня Земли. Супруга Папая.

Обычай называть верховного бога неба отцом присущ многим народам. Землю при этом отождествляют с матерью. Исследователь Л. Згуста в имени Απί (вариант ΄Απία) видел ласковое обращение «мать».

Интересным моментом является то, что на Таманском полуострове существовал храм Афродиты Апатуры. Так, что описываемая древним историком Апи может быть  в чем-то перекликаться с античной богиней воинственных женщин, ставших прообразом амазонок. Множество прекрасных изображений женского божества были найдены в области древнего святилища на Майской горе. Возможно и в самом названии горы, сохранилась память о времени весенних празднествах в честь Богини.

И все же Апи и Аргимпаса, которую Геродот сравнивает с греческой Афродитой несут разные женские энергии. Символ Апи змея, а Афродиты голубь.

 

Верховный бог Папай. Аналог Зевса в греческом пантеоне. Бог Неба.папай

Πάπας как имя верховного бога, засвидетельствовано не только у скифов, но и  у фракийцев и фригийцев. «Отец» было также постоянным эпитетом Зевса (Zeυς Πατήρ-Jupiter).

Из удивительных артефактов, в днепропетровской области был найден наконечник от ритуального жезла. В нем ученые видят фигуру Папая. Я даже столкнулась однажды с версией, что во время грозы с таким жезлом мужчина шел на гору и там «ловил» молнии, чтобы обрести сверхспособности или подтвердить свою легитимность власти. Но скорее всего это всего лишь выдумка-шутка в кулуарах ученых.

 

Табити. Царица и  богиня очага. Верховное божество пантеона.

Геродот (IV. 59) сообщает, именно ее считали верховным божеством скифы и называли ее «царицей» (Hdt. IV. 127), а наивысшей клятвой была клятва царским очагом. Поэтому есть предположения, что она, в отличии от ее греческого аналога Гестии, была еще подателем царской власти.  И царь получал от нее в дар свою власть через священный брак. Об этом говорят археологи, опираясь на свою трактовку многочисленных находок золотых бляшек, где изображена сидящая на троне женщина и стоящий перед ней мужчина.

Интересно, что ее имя можно сопоставить в древнеиранским tapayati , что буквально имеет значение «согревательница» ( женский род от tapayant).

Возможно, подобно иранской Ардвисуре Анахите  она была дарительницей «фарна».  Это понятие скифы могли обрести в  длительном боевом походе в Персию, откуда они принесли с собой новые элементы, вписавшиеся в их мистические и религиозные представления. Например многочисленные царские имена скифов включали в себя слово «фарн» ( например Сайтафарн). Было ли это представление о фарне ( хвар-е-но) как о эманации солнца, небесного огня, божественной благодати  высшей идеей богоотмеченности царя мы не знаем. Но во множестве украшений скифов можно найти все три элемента, которые в иранской традиции воплощают силу фарна. Это хищная птица, баран и конь.

В общем, передача власти через женщин царского рода не была чем-то удивительным в древнем мире. В том же Египте именно через материнскую линию фараоны утверждали свой трон. Поэтому и сочетались с сестрами, чтобы получить легитимность власти. Священный брак с Богиней подтверждавшей право на царствование и на землю, существовал у кельтских племен. Да и вожди древних германских племен правили, слушая советы пророчиц-велед.

И не надо забывать о том, что о том, что умерших предавали огню. А значит Табити, как персонификация огня,  могла быть богиней, открывающей душе двери в следующий мир.

99999999Пантеон богов отображает структуру своего общества. Хотя до нас дошли в основном имена мужчин царей и родословные перечисляются по мужской линии, но нельзя забывать и о великих воительницах царицах. А находки археологов в погребениях того времени явно показывают, что женщин провожали в иной мир с не меньшим количеством золотых украшений и жертвоприношений. Так что эпоха матриархата возможно по времени отстоит не так далеко от нас.

 

Гойтосир.

Бог который, по мнению Геродота, соответствовал греческому Аполлону. Есть версии, что он имеет иранское происхождение и его первоисточник Могучий Вайу Vayuka-sura зороастрийцев.  А может быть он связан с индийским богом ветров Вайу?

В любом случае это бог солнца подобно Аполлону. И не он ли потом, когда древние боги были превращены в демонов последующими религиозными культами, стал Вием с испепеляющим взглядом? Обратной стороной Аполлона – Дионисом Хтоническим?  Кто знает…

 

Аргимпаса – богиня подобная греческой Афродите.

Богини любви и плодородия одни из любимейших женщинами во всех божественных пантеонах разных народов. Но Аргимпаса скифов, возможно, была богиней не только обычной любви.

Сошлюсь здесь снова на Геродота: «28 лет владычествовали скифы в Азии и своей наглостью и бесчинством привели все там в полное расстройство. Ведь помимо того, что они собирали с каждого народа установленную дань, скифы еще разъезжали по стране и грабили все что попадалось»

И вот после такого военного похода в Азию, на обратном пути домой:

«Возвращаясь назад скифы прибыли в сирийский город Аскалон. Большая часть скифского войска прошла мимо, не причинив городу вреда, и только несколько отсталых воинов, разграбили святилище Афродиты Урании. Как я узнал из расспросов, это святилище – самое древнее из всех храмов этой богини. Ведь святилище на Кипре, основано выходцами оттуда, как утверждают сами киприоты, а храм в Кифере воздвигли финикияне, жители Сирии палестинской. Грабителей святилища в Аскалоне и всех их потомков богиня наказала, поразив их навеки «женским» недугом. И не только сами скифы утверждают такое происхождение их болезни, но и все посещающие Скифию могут видеть страдания так называемых энареев».

Возможно, именно в результате этого странного случая и возникает целый клан жрецов Богини, которых называли «энареи». Это слово происходит от иранского a-narya – не мужественный. Жреческий сан энареев передавался в роду по наследству и не исключено, что здесь мы сталкиваемся впервые интересным историческим фактом принятия обществом скифов склонности к бисексуальным связям и транссексуальности.скифо сарматская

Сами скифы считали, что такая инаковость возникала по воле богов и почитали энареев. А псведо-Гиппократ указывал в своем тексте «О воздушных пространствах, водах и местностях», что «Энареи – скифские богачи, не люди самого низкого происхождения, а, напротив, самые благородные и пользующиеся наибольшим могуществом».

Геродот пишет о них, как искусных гадателях: «искусство гадания даровано им Афродитою; они гадают с помощью липовой коры: гадатель разрезает ее на три полоски, затем, переплетая их между пальцами и расплетая, произносит предсказание».

Так что, кроме женщин жриц у Аргимпасы-Афродиты был и целый клан жрецов мужчин-травести, передававших эту должность по наследству.  Долгое время это путало археологов в идентификации погребений, когда рядом с останками мужчин они находили зеркала и другую женскую атрибутику.

Но до сих пор мы не знаем, кого на самом деле в сцене инициации царя на своих золотых украшениях изображали скифы с зеркалом: Табити или Аргимпасу. Все-таки зеркало у нас ассоциируется с богиней любви и красоты Афродитой-Аргимпасой. А Царицей подательницей небесного, огненного благословения-фарна была Табити. Кто из них Богиня, сидящая на троне благословляющая царя? Пока это не разгаданная загадка древних.

 

Арес – бог войны.

Имел свое местное имя, но нам оно не известно. Его символом был древний меч, который водружался на алтарь из множества деревянных веток.

 

Геракл – божественный предок.

Имел собственное имя, но нам оно не известно. Возможно, это и есть Таргитай, герой-родоначальник, от брака которого со змееногой девой произошли скифы.

В.В. Мартынов соотносит Таргитая с древнеиранским Траетаоной и древнеиндийским Тритой. Все они имели трех сыновей, которые представляли три сословия в обществе: воины, земледельцы и жрецы.  

 

Фагимасад. Бог покровитель царских скифов.

Этот бог принадлежал только царским скифам. Греки сравнивали его с Посейдоном землетрясителем,  владыкой и покровителем табунов лошадей.

 

Увы, официальных алтарей и ликов богов от скифов до нашего времени не дошло. Все, что мы знаем было найдено в погребальных курганах. Возможно, прав был Геродот писавший, что у скифов “не принято воздвигать ни изображений, ни алтарей, ни храмов никому из богов, кроме Ареса…” (Геродот IV – 59).

Так же я упомяну об интереснейшей версии исследователей, например к.и.н. В. Гуляева, о том, что множество золотых изделий изготовлены из такой тонкой и мягкой  золотой фольги, что их невозможно было бы использовать в реальной жизни. Все эти пластинки и бляшки очень быстро бы погнулись и поломались. Так, что перед нами в основном специально изготовленные из драгоценных металлов артефакты для перехода в другой мир.

Меньшую же часть находок составляют изделия мастеров Эллады и причерноморских городов. Вот они как раз и представляют удивительное по совершенству ювелирное искусство, изготовленное на вкус скифских правителей и жрецов. Но кого изображают они на самом деле греческих богинь или скифских, не известно. А может их делали на заказ на вкус заказчика?

Скифы оставили нам множество загадок о своем истинном облике. Мы не знаем как они себя сами называли, каковы были их настоящие Боги, но они оставили след в нашем генетическом и культурном коде.

 

САВРОМАТЫ.

Заканчивается эпоха владычества скифов и в четвертом веке до нашей эры. На пике расцвета их культуры, на просторы степей хлынула волна новых поселенцев, которых назвали савроматами и уже ко второму веку до нашей эры они уверенно вытесняют царских скифов в Крым.

По легендам, дошедшим до нас от греческих и римских авторов, савроматы произошли от дев амазонок, с которым вступили в брак скифы. Поэтому женщины у них, наравне с мужчинами, успешно участвовали в военных походах.

«Их женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики с коня и сражаются оврагами, пока они в девушках. Они остаются в девицах, пока не убьют троих врагов, и не прежде поселяются с мужем, как совершат установленные обычаем боспор1жертвоприношения. Раздобыв себе мужа, они перестают ездить верхом, пока не явится необходимость во всеобщем походе» (Pseudo-Hippocr., 24).

Известно, что женские боевые отряды были не только у европейских скифов и савроматов. Так же активное участие в войнах принимали девы и у саков и у массгетов.  Кстати во 2м веке н.э. женские боевые отряды служили и у махараджей в Индии. Так что говорить о подчиненной, пассивной роли женщины в древнем сообществе не приходится. Да и сам Геродот называл савроматов «женоуправляемыми». О том же говорит и краткое замечание Николая из Дамаска: «Савроматы… женам своим во всем повинуются как госпожам; девушку не прежде выдают замуж, чем она убьет врага». («Scythica el Caucasica», стр. 456)

Скорее всего, образ пассивной и не принимающей участия в социальной и политической жизни женщины из греческой культуры, стал превалирующей иллюзией о древнем мире уже намного ближе к нашему времени. А на территориях от Тобола до Дуная до 2 века нашей эры, женщины были неотъемлемой частью социальной и политической жизни.

А если посмотреть на богатые захоронения скифских и сарматских женщин, то становится ясно, что в те времена, они пользовались большим уважением и почетом. Рядом с ними для мира иных в курганах  ставили не только жертвенники, гадательные камни со следами огня, раковины с красками и зеркала. Кроме огромного количества золотых украшений многие из них забирали с собой свое оружие и коней. А причиной их смерти часто были раны, полученные в бою.

Прочитать о том, что какие ритуальные предметы брали с собой женщины-воины в загробный мир можно здесь.

И, конечно же, именно тут мы можем найти реальные корни легенд и сказаний об амазонках.

 

АМАЗОНКИ.

По легенде, впервые греки столкнулись с необычными воинственными женщинами на реке Фермодонт.  В жестоком бою греки победили, и надолго после этого амазономахия, изображение битвы между амазонками и греками, стала излюбленным сюжетом античных художников.

Погрузив пленниц на корабли, греки отправились домой. Но отважные женщины, выбрав удачный 1041px_Amazone_Staatliche_Antikensammlungen_8953_800момент, перебили своих похитителей. Однако сами справиться с управлением судном не смогли и течение принесло их к побережью Меотиды (Азовское море). Здесь они и остались, основав культуру с почитанием Великой Богини, охватившую огромные пространства.

Древнее название амазонок савроматами и скифами  «οίόρπατα» имеет иранские корни и означает «госпожи мужчин» и о них было сложено множество легенд, которые до последних археологических открытий считались выдумкой. Однако сейчас мнение ученых изменилось. И мир амазонок стал раскрывать свои тайны, благодаря множеству новых находок.

Были ли они действительно замкнутым, чисто женским сообществом? Это сейчас не известно. Но археологические находки показывают, что в области, где проживал народ меотов-миттанийцев, и особенно таманский полуостров, находится множество богатых женских захоронений. Причем наряду с зеркалами и прекрасными золотыми украшениями в иной мир женщин сопровождали боевые кони, стрелы, мечи и кинжалы.

А до нашего времени, спустя тысячелетия отголосок памяти о всадницах воительницах сохранился в былинах о девах богатырках, а Баба Яга  в южных вариантах сказок славян, стала владычицей табунов коней.  А сам образ храбрых дев-воинов до сих пор порождает массу легенд и успешно используется во множестве современных фильмов и сериалов.

 

Скифы, савроматы и амазонки.

 Как видите, если говорить об огромных пространствах, на которых жили с седьмого века до нашей эры племена скифов, савроматов, синдов, меотов, амазонок и других, то сложно говорить о единых богах. Да и сами скифы были политическим объединением разных племен, с разным образом жизни и возможно разными богами.

Благодаря тесному общению и торговым связям с греческими колониями и боспорским царством множество богинь средней Азии и средиземноморья влились в религиозные воззрения этих племен и образовали огромный круг божеств, которым поклонялись люди, жившие на просторах от Дона до Вислы.

О том, насколько тесными были эти связи говорят находки зеркал, изготовленных в мастерской, которая существовала уже с 5 века до н.э. на острове Березань в милетской колонии, основанной тут в 7 веке до н.э. Их находят на огромной территории от Вислы до Урала.

А если принимать во внимание найденные археологами фигурки греческих, фракийских, египетских божеств, то картина верований людей населявших наши огромные просторы  становится удивительным калейдоскопом  различных образов Богов и Богинь. Да и сам мир древних видится не отдельными островками культуры, а огромным связанным между собой сообществом. Чего только стоили финикийские и греческие города-колонии, ставшие мегаполисами, многие из которых до сих пор успешно существуют и продолжают связывать мир в единую паутину контактов на всех уровнях. И это продолжается уже более 3000 лет.

Поэтому, если мы посмотрим на археологические находки, благодаря которым нам столько известно о древних народах населявших эти пространства, то можем задать себе вопрос:  кто были мастера, изготавливавшие эти уникальные по своей красоте изделия? А вот тут начинается самое интересное. Потому что, большинство изделий изготавливали боспорские и греческие мастера на заказ, с учетом запроса скифского заказчика. Многие изделия делались по греческим образцам местными мастерами. И разобраться где тут греческая Афродита, где малоазийская Кибела, а где скифская Агримпаса бывает очень нелегко.

Сходите в киевский музей драгоценностей на территории Киево-печерской лавры. И вы убедитесь насколько удивительный микс образов греков, фракийцев, Боспорского царства и скифов изображен в удивительных находках археологов.

 

Мир в своем сплетении культур, традиций, образов божеств постоянно переплетается на протяжении тысячелетий и прекрасен в своей бесконечной многогранности. И каждый из нас на уровне генома несет в себе память о своих предках и их уникальных культурах, вписанных в мозаику времен, стран и народов.

В связи с бурными событиями в Европе уходит с арены великая Римская империя. Затихает торговля зерном. Пустеют города-колонии на берегах Понта Эвксинского. Но жизнь продолжается.

В 4 веке нашей эры ушли с исторической арены савроматы. Но плодородные земли Украины не опустели. Вновь бурлит жизнь в алхимическом котле наших просторов. Приходят готы, кельтские племена, гунны. Любовь делает свое дело, смешивая местных жителей потомков трипольцев, киммерийцев, скифов, сарматов с пришельцами, чтобы стать основой для будущего величия Киевской Руси.

И Великие Богини древности обретают новую жизнь в обликах, соответствующих новому времени. Возможно, Змееногая Апи IMG_5375принимает облик Макоши. Дева Борисфена ныряет в глубокий омут, чтобы вынырнуть Даной. Аргимпаса и Табити надевают серебряные браслеты русалий и танцуют в хороводе Ладой и Живой.

В 5-6 веке новые волны растекаются в разные стороны, чтобы в 9-10 веке соединиться и вновь вспыхнуть живым огнем высочайшей культуры Киевской Руси. И это уже другая, но не менее удивительная история, в которой древние Богини обретут вновь новый облик в разных ипостасях Богородицы. Ведь Великая Богиня никуда не уходит. Она просто принимает новую форму, оставаясь с нами до тех пор, пока мы в ней нуждаемся.

Ведь как сказал Мирча Элиаде “Нет ни одной религиозной формы, которая не стремилась бы приблизиться к архетипу, т.о. избавившись от исторических наносов и слоев. Каждая Богиня стремится стать Великой Богиней, взяв на себя все атрибуты и функции, принадлежавшие архетипической Великой Богине.”

И это вечная история в круговороте времен, религий и магии нашего мира.

 

Эжени МакКвин © 25.08.2016

 

Литература:

  1. В.Д. Блаватский. Античная археология Северного Причерноморья.
  2.  Авеев В.И. Культ семи богов у скифов.
  3. В. Георгиев. Тракийският език. София 1957.
  4. И.В.Шауб. Культ великой богини у местного населения северного Причерноморья. Журнал Археология и культурная антропология. Выпуск №3 \ 1999
  5. В. Гуляев. Скифы: расцвет и падение великого царства.
  6. В. Гуляев. Скифы на среднем Дону. Новые находки.
  7.  С.П. Сегеда. Антропологічний склад українського народу: етногенетичний аспект. 2001.
  8. М.Ю. Відейко. Подорож до прадавньої країни.
  9. С. Сегеда. Антропологические черты творцов Трипольской культуры.
  10. Л. Зализняк. Происхождение украинцев по данным современной этнологии.
  11. Л. Зализняк. Происхождение украинцев: между концепцией «общерусcкой истории» и трипольской Араттой.
  12. Леонид Зализняк. О трипольцах, семитах и нардепах-трипольеведах.
  13. Е.Г. Паркер. Тысяча лет из истории татар.
  14. Н.Б. Бурдо , М.Ю. Відейко. Основи хронології Трипілля – Кукутені. – Археологія, 1998. – № 2.
  15. М.Ю. Відейко. Трипільська цивілізація Київ, 2008.
  16. В.Г. Збенович. Памятники раннего этапа Трипольской культуры на территории Украины. – К. 1989.
  17. В.Г. Збенович. Позднетрипольские племена северного причерноморья. – Наукова думка. 1974.
  18. И.Д. Марченко. О культе Афродиты на Тамани // История и культура античного мира,- М.: “Наука”, 1977
  19. А.И. Тереножкин. Киммерийцы. М.: Наукова думка, 1976
  20. И.В. Куклина. Этногеография Скифии по античным источникам.
  21. Е.Е. Фиалко. Могилы вооруженных женщин рогачикского курганного поля.
  22. В.В. Мартынов. Сакральный мир “Слова о полку Игореве”. Славянский и балканский фольклер. 1989. 

 

Женские места силы Украины 

Женские места силы Киева. Тайны Софиевского Собора

Когда начинался новый год у древних славян

Древние капища и места силы Львова

Магия 8 богинь колеса года

Практики 13 полнолуний года

 Тотемная магия древних славян

Майское и иваново дерево древних славян

Реальная история праздника Покрова 

Секс в средневековой Руси 

Самхейн древних славян. Деды и Асянины

Диплом времен Траяновых.

Что брали амазонки с собой в мир иной

Дневники ведьмы

 

Поделиться статьей в соцсетях

2 comments

Добавить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.