Персей, Медуза Горгона и древний храм Ашеры-Йам в Яффе.

Город Яффа (יפו Jaffa) может претендовать на звание одного из древнейших городов мира. Археологи фиксируют тут поселение уже в 6000 до н.э.  А в мифах и легендах древних греков этот город уже был древним и назывался Иоппия.

Его историю можно разделить на несколько периодов со своими историями и тайнами.  

Период бронзы в данном регионе считается приблизительно c 3300 по 1200 до н.э.  Где-то с 3000 г. до н.э. тут начинают появлятся семиты. В 2300-2100 г. до н.э сюда приходят кочевые племена ханаанеев, западных семитов.

Согласно исследованиям Susan Cohen (2002) первые фундаменты укреплений вокруг поселения можно датировать 1800-1700 годом до н.э. Но точной датировки пока что нет. Хотя и пишут (Burke 2008:196), что они в чем-то перекликаются с укреплениями Библоса.

С 1500 г. до н.э. город под протекторатом египтян.

В 1200 появляются люди моря – даны и филистимляне. А за ними через пару веков приходят воинственные племена Израиля. Хотя во времена персидского владычества, город был под управление финикийцев.  

Одним из загадочных сооружений города являются руины древнего храма, где под полом обнаружен был череп льва, который когда в свое время обладал гривой, шкурой и был украшен драгоценностями. Его назвали “Храм Льва” и о нем сегодня пойдет речь. 

Слева фотографии вы можете увидеть основания двух столбов. Именно там был храм. 

Интересно что найденный у Кирьят-Гата в парке Тель-Цафит храм филистимлян имеет такие же столбы. Он интерпретируется как храм Дагона. 

 

Храмы Дагона и Ашеры. 

 

Давайте же погрузимся в интереснейшую историю города, который стал перекрестком мифов и торговых путей древнего мира. Кипр, Крит, Микены, Египет, Библос, Ассирийская империя все они встречались здесь, чтобы торговать и обмениваться знаниями.

 

Египетское правление и сказка о разбойниках, спрятавшихся в кувшинах.

Как важный стратегический порт, город попал под власть фараонов Нового Царства в  1550 году до н.э.

Папирус Харриса, где упоминается Яффа.

О взаимоотношениях между ханаанитами, жившими здесь и египетской империей сохранился письменный документ. Он описывает военный поход против восставшего города карательным отрядом фараона Тутмоса III (Джехутимесу) в XV веке до н.э.

Имя этого фараона, переводится как “рожденный Тотом”. Его мать была наложницей и носила имя Исида. Но большую часть его правления реальной властью обладала его мачеха Хатшепсут, которая регентшей 22 года правила египетской империей.

Период был сложный. Часто покоренные города и народы на окраинах империи бунтовали против власти египтян.

Вот и в Яффе решили, что пришла пора начать самостоятельную политику и сбросить ярмо захватчиков.  

Египетский военачальник по имени  Джехути был отправлен фараоном (или фараоншей регентшей) усмирить взбунтовавшийся город на побережье Средиземного моря.

А тут начинается история, которая войдет в одну из наших самых популярных сказок, как ее неотьемлемая часть.

Джехути решает взять город с помощью хитрости. Он сообщает повстанцам Юпы (Яффы), что переходит на их сторону и приглашает вождя с его 120 лучшими воинами на пир.

Во время ̶п̶о̶п̶о̶й̶к̶и̶ пира между мужчинами начинается спор, потому что египтянин хвастается огромной булавой своего фараона. Вождь из Яффы требует принести ему ее показать, после чего булаву приносят и повстанец получает ею по голове.

О чем был изначально спор, кто начал драку и было ли это спланировано мы уже не узнаем. Фактом остается только то, что в результате “пира” руководитель восстания схвачен и крепко связан вместе со своими приближенными. А Джехути реализует дальше свой коварный план, ставший впоследствии сюжетом для сказки про Али-Бабу.

В 200 корзин прячутся египетские солдаты, а несут эти “дары” в город еще 500 сильнейших воинов.

Гонец сообщает в город, что армия Джехути побеждена, а эти корзины дары для царицы города и его жителей.

Я бы обратила ваше внимание на то что дары для ЦАРИЦЫ. Не связано ли это с нашим храмом?

Но египетский свиток сообщает нам только то, что войдя в город, солдаты выскочили из корзин и вместе со своими коллегами “корзиноносами” связали цепями и веревками жителей города. Таким образом город был покорен, а Джехути написал своему владыке:  

«Да возрадуется сердце твоё — благой Амон отдал в твои руки город Юпу со всеми его жителями. Вскоре богатая добыча наполнит дом отца твоего Амона-Ра, и рабы и рабыни склонятся к стопам твоим навеки.»

Вот так, возможно, военачальник фараона Тутмоса III по имени Джехути со временем превращается в главаря банды, а его воины в разбойников. Историю пишут победители. Империя фараонов исчезла с лица земли, а ее герои стали отрицательными персонажами сказок для, пришедших на эти земли, арабских племен. Но ум и хитрость предводителя египтян остались в веках. Вспомните сказку – ведь персона грозного разбойника обладает незаурядным острым умом, огромной смелостью, потрясающим актерским талантом и искусством перевоплощения.

Но кто его смог победить? Женщина. Может папирус о чем-то умалчивает?

В 1125 году до н.э. египетские ворота были разрушены, видимо вследствие того, что город вышел из под контроля империи фараонов.  

 

Предметы принадлежавшие военачальнику Джехути.

 

 

Археологические исследования в Яффе. 

А теперь давайте посмотрим на это место исходя из открытий археологии. Старый город начал исследовать в 50х годах прошлого века археолог Jacob Kaplan. Он открыл здесь остатки фортификационных сооружений (гласис) середины бронзового века.

Так могли выглядеть египетские ворота в Яффе в 12 веке. Реконструкция.

Также он нашел ворота времен египетского владычества, конца бронзового века. И это не случайно, ведь с 1550 по 1150-1050 год до н.э. Яффа была форпостом династий Нового Царства египетской империи. Теперь на месте, где стояли древние ворота этого времени поставлена реплика, изготовленная R. Ventura and Z. Herzog, с иероглифической надписью имени фараона Рамзеса II.

Но, как это ни странно, если египтяне были управляющими в том регионе, то почему в храме найдено столь мало их керамики? После местной ханаанской по количеству следующей идет микенская, филистимлянская и кипрская керамика.

Кстати, кипрские емкости содержали в себе косметику и медикаменты (опиум). Следы опиума находят в сосудах по всему Леванту и Египту. Есть даже версия, что причиной троянской войны была отнюдь не Елена, а присвоение себе Троей опиумного трафика.

Скифы также не чурались опиума. Его следы найдены в маленьких ритуальных золотых сосудах, которые найдены при раскопках курганов на территории Украины.

Но вернемся обратно к истории Яффы и удивительного храма, найденного на его территории. 

В этом храме был найден череп, который идентифицированный как львиный и который дал название храму. Во время более поздних раскопок здесь также были найдены еще кости львов, а также гиен, бегемотов и других животных. 

Как подтверждение того, что храм уже стоял при египтянах, в помещении был обнаружен фрагмент скарабея королевы Тии,  жены Аменхотепа III. А в стену ворот был включен огромный королевский скарабей с восьмистрочной надписью имени, титула фараона Аменхотепа III, имя его жены Тии и сообщение, что за 10 лет царствования он успешно поохотился на сто два льва. Этот скарабей оказался не одинок. Был найден еще один подобный. 

То есть на момент правления Аменхотепа III “Храм Льва” уже стоял давно на своем месте. И это место было внутри крепости, где управляли египтяне. 

И все же, как пишут исследователи, если опираться на находки остатков керамических сосудов и планировку, то храм был построен ханаанитами для их Богини. Хотя сюда приносили подношения и в микенской посуде, и в кипрской, но превалирует все равно местная ханаанская. Египетской керамики совсем немного. 

Здесь мог быть египетский наместник и воинский гарнизон.  Но сами египтяне сюда жить не перебирались. Что вполне соответствует их религиозным воззрениям. Для египтянина очень важно было умереть только на родине, где могут быть проведены все необходимые ритуалы по переводу в иной мир. Поэтому жители земли Кемт, предпочитали не покидать свою родину без веской причины. 

Был ли смысл строить свой храм?  Плюс его надо обслуживать, а ехать сюда вряд ли кто-то согласиться, по причинам которые я указывала выше. 

Широта египетских ворот указывает на то, что внутри крепости могла быть рыночная площадь. Ведь так проще собирать платежи и налоги. Поэтому скорее всего храм был общественным. В нем могли совершаться сделки, официальные переговоры, платежи. 

Микенские и кипрские купцы связанные с морскими путешествиями, могли посещать храм Богини Моря и оставлять тут подношения. Это естественно. Но эти народы также никогда не были тут доминирующим населением, в отличии от ханаанеев. 

Таким образом можно говорить о том, что храм был посвящен богине ханнаанеев. И построен, согласно мнению Stacey Jennifer Miller Honors, в 1400-1300 году до н.э. Профессор Ze’ev Herzog также считает, что фундаменты старше железного века и дата постройки 15-14 век до н.э.

 

Какой богине был посвящен храм во времена египетского протектората.

Стела Ашторет из храма Аменхотепа III. Beth Shean. Израиль. Богиня здесь имеет египетский облик.

Итак, мы пришли к выводу, что храм был построен ханаанцами в 15-14 веке до н.э. и посвящен некоей  богине. Город в то время (в перерывах между восстаниями) был под управлением египетской империи. Чтобы построить храм, нужно было разрешение вышестоящей инстанции. Кто же мог быть прототипом с египетской стороны, чтобы облегчить процесс “выдачи разрешения и сбора средств”.

Для этого давайте вспомним о том, что  во времена правления гиксосов (1650-1550 до н.э.) богини Ханаана легко могли попасть в Египет.

Микс божеств был присущ древнему миру. Например в Месопотамии захватывая город, брали “в плен” и божество. Идола забирали в свой город, где с почтением строился храм и в пантеон вводили нового бога, который был в подчинений у своего изначально родного главного божества.

Страна Кемт не была исключением с ее огромным пантеоном. Египтяне с уважением относился не только к своим, но и к чужим богам. Особенно если это было выгодно.

Так например  египетские фараоны отправляли подарки Леди Библоса – Астарте, почитая ее как облик своей богини любви Хатхор.

Богатый полис Библос был важным партнером, от которого египтяне получали древесину кедра и благовония. Поэтому его Богиня была партнершей в этой сделке двух государств.

Монета Библоса с изображением храма Астарты.

В поздних египетских текстах Астарту назовут “Mistress of Horses, Lady of the Chariot” (Quoted in Wyatt in van der Toorn et al. 1999: 111).

А в Мемфисе Астарту идентифицируют как Сехмет, где у нее появится свое святилище и жрецы.(Cornelius 2004: 92).

Поклонение Анат, которую называли “queen of heaven, the mistress of all the gods” , продолжится до греко-римского периода. (P. Day in van der Toorn et al. 1999: 40).

Так что ханаанско-сирийская богиня Ашера вполне могла войти в египетский пантеон при Рамезидах (1300-1200 гг до н.э.), ассоциируясь с египетской богиней по имени Кведеш.  Либо Кведеш попадает в египетский пантеон во время гикоского правления, где становится частью традиции обретая черты Хатхор.

 

Изображения египетской Богини Кведеш. 

 

Уши и прическа у Кведеш, как у Хатхор. В одной руке папирус, в другой змей. Обнаженная она стоит на льве. На ней перевязь крест на крест. Подобная перевязь обычно служила для ношения оружия и говорит о воинственном характере богини. Кстати, такая же перевязь изображается и у месопотамской Иштар.

Такие изображения часто встречаются археологами по всему древнему Леванту. Но сложно идентифицировать кто она была для древних ханаанцев – Анат, Астарта, Ашера, Кведеш?

В угаритских текстах Ашеру называют Lion Lady. Поэтому мы можем все-таки склоняться к версии, что это Ашера, которой в египетской традиции, возможно,  соответствовала Кведеш.

Есть изображение где подпись гласит что это Кведеш, Астарта, Анат (прорисовка S. Beaulieu).  Датировка периодом Рамзеса III (1198-1166 до н.э.). Скрывалась ли в этом случае под именем Кведеш Ашера?

В любом случае имя египетского божества имеет семитский корень qdsh, который означает «священный, сакральный, отделенный или табуированный».

Интересно, что в Ветхом Завете слова qedesh, qedeshah, qedeshet переводят как “священная проститутка”. Видимо, что-то не так “в консерватории” в которой учился переводчик Ветхого Завета. Ох, не нравилась патриархам, а позже и переводчикам видимо эта Богиня с грозным и непредсказуемым характером.

Таким образом самое вероятное, что в храме служители египетской администрации поклонялись Кведеш-Ашере. Это устраивало и египетских управителей и местных жителей.

 

Голова птицеголовой богини и рычащий лев из раскопок в Хорбат-Уза. 3000 до н.э.  

 

 

Религиозная литература Ханаана.

Но кто была местная богиня, которой посвятили свой храм ханнанетяне ?

Об этом не осталось прямых записей, но можно воспользоваться библиотекой Угарита, города который находился в Белой Гавани неподалеку от современной Латакии.

Этот город-полис амореев возник в пятом тысячелетии до н.э. К второму тысячелетию до н.э. он стал одним из крупнейших городов региона.

Здесь были храмы высотой в 20 метров, а царский дворец обладал собственным глубоким прудом и огромным садом. В домах были туалеты, канализация. Был проведен водопровод. Угаритцы пользовались инкрустированной золотом и драгоценными камнями мебелью. Одежды были из разноцветной ткани. Драгоценный пурпур, добываемый на побережье, был одной из статей экспорта в разные страны.  

Полис поддерживал торговые и дипломатические связи с египетской империей фараонов, но и воевал против страны Кемт на стороне хеттов.

Увы, в 1200 году город был разрушен землетрясением, затем подвергся нападению народов моря и уже не оправился.

А нам досталась богатейшая библиотека с царским архивом, религиозными и литературными произведениями XVII-ХІІІ века до н.э.  Мифы о происхождении мира и богах ханаанской земли стали известны благодаря находкам археологов начиная с 1929 года. Более 200 богов упоминается на глиняных табличках.

Язык этих табличек близок а архаичному ивриту. А ритмику угаритской литературы повторяетБиблия.

В книге Бытия и книге Самуила используются обороты присущие угаритским текстам.

Т.н. “израильская школа исторического изучения библии” позиционирует предположение, что библейская литература вытекает из ханаанской и угаритской.

Итак далее я буду опираться на исследования текстов угаритской библиотеки о богах ханаанской земли.

 

Фигурки богов Ханаана 2000-1650 гг до н.э. Британский музей. 

 

 

Боги Ханаана. 

Бог Эль. Oriental Institute Museum, University of Chicago.

Бог Отец и повелитель всех богов по имени Илу (Эль). Родственные угаритянам по языку народы до сих пор пользуются этим словом в соответствующем смысле. Например сравните Эл, Элим, Элохим, Илум, Аллах.

Вспомните кстати, что  имена ангелов-архангелов заканчиваются на эль.  В библии также называют бога Эль. А иврите это слово имеет значение множественного числа – они.

Кстати на эту тему сейчас много споров: что имеется в виду в библии боги или все-таки один бог.  

А масса имен заканчивающихся на эль? Например имя Самуэль можно перевести как  “мое имя Элу“. Мое имя Бог. Мальчик с таким именем по мнению родителей видимо был обеспечен защитой Илу, Эля и других Элев.

 

Богиня. 19-17 век до н.э. Ханаан.

Богиня солнца Шапаш. В современном иврите солнце обозначается словом  “шемеш”. Грамматически оно исключение из правил, потому что несмотря на мужское окончание, “шемеш” слово женского рода. Видимо это память о древних временах, когда солнце было Богиней.

У Шапаш была дочь небесная кобылица, благодаря которой Шапаш получила от бога целительства Харан способность исцелять от укусов змей.

Интересно, что имя библейского Самсона изначально произносится как Шамшон – солнечный герой. Есть предположение, что он был родом из города солнцепоклонников, фундаменты которого раскопаны археологами рядом с горой, на которой похоронен Самсон и его отец. Отсюда и такое имя-прозвище, что сохранилось в веках как имя собственное.

Шемеш также бог солнца у вавилонян и ассирийцев.

 

Находки с раскопок города солнца Beth Shemesh, Израиль. В данный момент экспонируются в музее археологии и антропологии университета Пенсильвании, США. 

 

Заповедник гора, где находится гробница Самсона и его отца. 

 

Дагон, податель пищи, которого изображали в виде мужчины с рыбьим хвостом. Он же был и главным богом у филистимлян, которые возможно прибыли сюда с Крита. И именно у них, в городе Газа, “замочили”  солнечного еврейского богатыря Самсона. Ведь Далила и Голиаф были филистимляне.

Керамика филистимлян была близка к керамике крито-микенской культуры. Они пили много пива (об этом говорят множественные находки кувшинов для процеживания хмельного напитка) и первыми в этом регионе стали использовать железо.

Их происхождение на сегодняшний день связывают с Критом и Грецией.  Но еще с Анатолией, откуда они могли принести умение плавить железо во время миграции на Крит в эпоху ранней бронзы за 3000 лет до н.э.   Их Богиней-Матерью была Питигая, которую они принесли со своей родины. Правда звучит подобно имени Гея (Гая) – Мать земля из греческих мифов? А специфический головной убор, изображение которого дошло до наших дней, подтверждает их близость с критской цивилизацией. 

 

Женской формой Дагона была Деректо. Атаргатис (Атаргатида), также Деркето (Δερκετώ) –  искаженное греками арамейское имя Астарты — Атаргата (ивр. ‏עתרעתה‏‎ Ъатраъа́та) или Тарата. 

 

Йамма – владыка всех потоков и вод. Напомню, что “йам” на иврите до сих пор обозначает море. Противник бога Баала.

 

Во всех мировых мифологических системах есть старые боги и есть молодые боги, которые силой захватывают власть. Вот к таким богам мы перейдем с вами дальше.

Итак знакомьтесь – Перун амореев-ханаанетян. Только они его называли Баал (Ваал, Бал). Его титул “Господин”, он бога грома и дождя Хаду. Его величают князем и могучим силачом по прозвищу “Громовик”.

Ваал. Музей Лувра.

“Скрылся Баал и к нам не является тучей.

Слышен ли вам напев земли заунывный?

Скрылся Баал и к нам не спускается ливнем.”

Сын бога подателя пищи Дагона, племянник верховного бога Илу (Дагон родной брат Илу) и вечный противник бога вод и потоков Йамы.

“Средь вас пребывает Баал, рожденный богом Дагоном. Он Йаммы давний невольник, строптивый раб и неверный.”

Главный его подвиг победа над семиглавым драконом Латану. (Вот он древний прообраз святого Георгия – победителя дракона )

Его антропоморфная форма это бык. Его сестра и супруга богиня Анат. И любовь у них также весьма необычная.

“Скорей опускайся, сестрица….Ничто нам теперь не мешает дружить и любить друг друга. Спустилась Анат на землю и не узрела Баала. К ней бык приближался могучий, глаза его страстью пылали. Метнувшись быку навстречу, Анат обняла его шею

Через год у Анат родился теленок!

Вот и первая богиня, которая может претендовать на храм в Яффе.

 

Анат (Астарта) сестра и супруга Бала отвечала за любовь и войну. Ее храм раскопали в Мегиддо. Эта дама готова одарить любовью героя за хорошее оружие, но легко вспыхивает гневом при его отказе. Часто спасает своего мужа Баала мудрым советом или помощью.

Но при этом у нее есть постоянный эпитет “девственница”.

“Нет лучше девы, чем девственница Анату, даже если есть более прекрасная из сестер (Ба’лу]”. Прообраз легенды о девственном зачатии.

Ей приносилась в жертву лучшая часть охотничьей добычи. Хотя характер был еще тот. Особенно она любила охотничьи луки. Что не удивительно, ибо покровительствовала Богиня охоте.

“-Помни, мой сын, из всего, что ты стрелою сразишь,

Лучшую долю отдать ты должен деве Анат.

Прижав подарок к груди, ушел на охоту Акхит.

Астарта. Южный Ханаан. 17 век до н.э. Британский музей.

Увидела лук Анат, и сердце её зажглось.

Ослабли бедра её, она схватила копье,

Ударила оземь древком, и вся земля затряслась,

Камни скатились с гор, волны вознес океан.

Чтобы сердце унять, рванулась она к вину,

Но в ярости не смогла кубок к губам поднести.

Чашу на землю швырнув, она зашипела змеей.

К юноше подойдя, она ему говорит:

— Слушай, юный Акхит! Ты ведь не знаменит.

Лук, что в твоих руках, славы не принесет,

Как его ни носи. Золота попроси

Будет оно твоим, и пожелай серебра

Или иного добра — ты его обретешь

Если отдашь мне лук.”

Кормящая грудью крылатая Анат. Угарит.

Богиня обладала крыльями, хотя по иконографике их не всегда изображали. 

“Девственная Анат расправила свои крылья, 

Она расправила свои крылья и повернула свой путь

К берегам Шамака, наполненным дикими быками. ”

Еще более подробно мы можем видеть облик богини в этой же поэме “Баал и Анат” в следующих строках:

“Семь девиц умащали Анат, благовония в кожу её втирая, и от тела её исходил аромат. Соединились в нем запахи дичи и меда.

Закрыв ворота дворца, вышла на поле Анат, где её ожидали юнцы, войско богини, а вместе с ними сыны городов. Сокрушала Анат в долине врагов, истребляла народ.

Поражала она горожан и людей, что с моря явились, истребляла пришедших с Востока. Пробивалась она сквозь недругов строй.

С обеих сторон были головы павших, словно живые. Руки над нею взлетали, как саранча, кисти храбрых падали в кучи. Головы она бросала себе за спину, кисти рук отправляла в чрево свое, по колено стояла в крови, в крови храбрецов она омывала ножные цепочки. Старцев жезлом гнала, как овец. Лук свой приставив к бедру, стрелы она метала.

Затем возвратилась она во дворец, но сердце её убийствами не было сыто, не было сыто резней, что она учинила врагам.

Кресла швыряла она в храбрецов, в воинов кидала столы, скамейки метала в могучих героев. При виде трупов блаженство её охватило, вспухла печень её, ибо она погружала колена в кровь храбрецов, ножные цепочки в ней омывала.

Потом она в чаше омыла руки свои, очистила их в небесной росе, а также дождем Скачущего на облаках.

И, завершив омовенье, вновь призвала девиц семерых. Кожу они умастили Анат. И вновь от тела её исходил аромат. Соединились в нем запахи дичи и меда. Аромат благовоний разносился на тысячу поприщ в течение дня.”

Помощники Богини хищные птицы. По приказу своей госпожи они могут раскроить голову неугодного.

Страшно представить облик ее жриц и почитательниц, а также дары, что они ей могли приносить, кроме добытой в охоте дичи. Особенно если они вели себя подобно своей Богине. И так же легко вспыхивали страстью и ненавистью. Патриархатом тут и не пахнет.

Есть предположение, что она была (или эту роль выполняли ее жрицы), богиней жестокой инициации мальчиков в мужчин. Прочтите еще раз строки выше и вы увидите, что ее войско это юнцы. Она ведет их в бой.

Кроме любви и войны-распри ее удел музыка.

“Дева Анат взяла лиру в руки свои…Запела любовь могучего Ваала”

Ее дело продолжили на мифологические полях греков Артемида и Афина. Палладу, кстати, в древнейшем написании называли Атаной.

 

 

 

Но Анат – Астарта на роль нашей богини храма в Яффе не подходит. Ее животные это птицы, ее оружие это лук. Хотя персонаж очень интересный по характеру и совершенно не патриархальный по поведению. Плохой пример для “ведических” женщин древняя богиня. Но видимо именно эти качества нужны были женщине, чтобы выжить в те времена.

Астарту часто называли Баалат, то есть “хозяйка”. Таким же эпитетом наделяли следующую богиню Ашеру.

Женой престарелого Эля была Ашера (Асирату морская), богиня-мать и повелительница моря, символом которой была львица.

Яффа была важным торговым портом, а значит нуждалась в покровительстве морского божества. Под полами храма был найден череп льва.

Все это прямо указывает на то, что главной богиней тут была Ашера- Асирату Морская.

Попробуем восстановить ее облик и ритуалы ее жриц.

1.“Как ты пришла, Госпожа Асира[ту мор]ская, как ты прибыла, Родительница бо[гов?]”

Итак она родительница богов и морская богиня.

2. Одно из ее качеств меня очень заинтересовало. Она пьет из кубка кровь деревьев!!!

“Пей из чаш вино, из куб<ка> золотого — кровь деревьев!”

Не знаю, что имел в виду древний автор, но это загадочная фраза напоминает о священных рощах, в которых проводила ритуалы библейская Иезавель, жена Ахава и дочь первосвященника финикийского города-полиса Тира. Возможно и сама жрица Ашеры, которую упоминают библейские источники.

О связи с магией деревьев могут рассказать керамические фигурки Богини с близнецами у груди.  На ее теле отчетливо видны изображения деревьев, возле которых священные животные. Не исключено, что жрицы Богини делали на теле подобные татуировки.  

Находка из Revadim. 13 век до н.э. Иерусалимский музей. 

 

3. Поле есть поле богов. Поле Ашеры и Девы. (Угаритский текст N52)

Мир богов принадлежит Ашере.  

4. В эпосе о Керете главный герой посещает храм Ашерат сидонской и тирской. Он обещает много золота и серебра, если получит в жены прекрасную Машат-Хурай.

Храма достигли они Асират, богини великой,

Что украшает собой страну сидонийцев и тирян.

Дал в этом храме обет Карату великой богине:

Он обещал серебра весом ровно в две трети

Веса хурритянки, золота в треть её веса,

Если прибудет она в его подворье женою.

Женившись он забывает о своем обещании а богиня насылает на него болезнь.

Кстати тут богиню прямо зовут Ашерат-йам. “Йам” до сих пор в иврите означает море.

5. В поэме о Ваале могучем, Ашера вместе с Илу назначает преемника царя.

6. В сюжете о строительстве дома, Богиня уговаривает Илу разрешить Ваалу построить дом. Герой, обращаясь с просьбой, устраивает пир для небесной владычицы.

На пиршество он пригласил многих богов, и среди них семьдесят детей Асират.

7. Странные строки заставляют вспомнить историю критской царицы, ее необычной любви и древний культ поклонения быку.

“Она [Ашерат] ублажила Быка, Эла праведного, она ублаготворила Творца творения”

Исследователь Грэй [Gray, 1957, с. 50] прямо видит тут ритуал сакрального скотоложства с быком.

8. У нее есть сын чудовище по имени Астара.

“Ужасный было ему имя. Поднялся он на вершину Цапану, на трон взгромоздился, но пятки его болтались, скамеечки не доставая, голова его в трон уперлась, подголовья не достигая.”

9. Богиня обладает неземной красотой.  

“Прелесть её от Анат, неземная краса от Астарты”

10. Интересен хеттский текст описывающий наших персонажей.  Верховный Бог Илу и Асирату договариваются погубить силача Балу. Асирату пытается соблазнить его, но тот отказывает.

Балу жалуется на это Илу, но тот приказывает подчиниться желанию супруги.

Молодой Бог идет на это, но на ложе любви хвастается Богине, что он самый сильный бог и убил ее сыновей.

7 лет плакала Богиня после чего вместе с Илу составила заговор против Балу.

Но Астарта (Дева Анат, супруга Балу) в виде птицы узнала об этом и предупредила Балу.

11. Иногда Ашеру изображали в виде дерева или с ветвями в руках. Некоторые исследователи выводят символизм миноры из изображения Ашеры в виде дерева с ветвями.

12. Ее символ – лобок.

13. Ей молились в священных рощах.

14. Одно из ее имен Ашера-Йам переводится как: “она, которая ступает по морю”

15. Она на стороне бога моря Йаму, в его борьбе против Ваала. 

16. Ее  эпитет “qaniyatu ʾilhm” – творящая богов, Элохимов. 

17. Одним из ее имен было также Элат – как супруги и женская форма Эла. Окончание Т показывает, что слово женского рода. Интересно, что окончание на “т” словам женского рода присуще египетскому языку и ивриту. 

18. Рядом с ней или ее деревом два козла. 

19. Ее символами были специальные столбы “ашерим”, которые устанавливались в ее честь вместо деревьев. 

 

 

Последние десятилетия археологи находят подтверждения, что до 7 века многие местные жители верили в богиню. И только в 7 веке царь Иосия вычеркивает ее из истории. 

И археологические находки 2002 года открыли нам удивительную страницу верований древних людей. В 20 километрах к югу от Тел-Авива, неподалеку от современного  города Yavneh, ученые раскопали  древний город, который был основан египтянами около 1200 года до н.э., но реально контролировался филистимлянами.   Израильские и германские археологи, сделав раскоп 2 метра в диаметре и 1.5 метра глубиной открыли уникальнейшие артефакты. Не много не мало, но их оказалось более 7000 и все они датируются они 9-8 веком до н.э.

 

Храмы Богини или ?

 

Среди этого богатства оказались глиняные модели святилищ, украшенные фигурками львов, быков и богинь. Размером коробку обуви, они перевернули взгляд на историю верований людей до 7-6 века до н.э. И многое теперь в религиозной истории придется переписывать. 

Сакральные предметы видимо были закопаны, когда стали не нужны для ритуалов на соседнем священном месте, которое увы пока еще не раскопано.  

Зато уже можно говорить о найденных 120 моделях культовых сооружений. Таким образом мы можем получить хоть какое-то представление о древнем храме богини народов моря и ханаанетян. 

Более того, огромное количество найденных сосудов показало, что здесь использовали галлюциногенные вещества. 

 

Упоминание имени богини Ашеры в надписях. 

 

Теперь, когда мы знаем для кого был построен это был храм и характер его повелительницы, мы можем перейти к греческой мифологии и истории владыки Арголиды Дана, 50ти сестер Данаид, Персея, Медузы и Андромеды.

Но, как всегда сначала немного истории.

 

Народы моря.

Под натиском великого переселения народов Новое Царство Египта, величайшая империя древнего мира в очередной раз рухнула и погрузилась в пучину смены власти и неразберихи. Но жизнь в Яффе не остановилась.

Подходил к финалу медный век. Ему на пятки наступал железный. На берега Ханаана высадились из своих кораблей “люди моря”.

Людьми Моря  называли египтяне в XIV—XII вв. до н. э. ранее неизвестные им северные народы, жившие за Средиземным морем.

В интересующей нас регионе появляются, упомянутые в начале XIV в. в документах Амарны MSWS, живущие рядом с ливийцами и также около этого времени известны действующие в Финикии SRDN.

Я специально привожу термины используемые для названия этих народов из египетских папирусов, потому что мы не знаем как на самом деле они звучали.

Одно из племен моря, а именно ṮJKR (условно: «текер», «зекер», «чьекер») — отождествляется с греческим наименованием Τεύκροι, ставшим одним из синонимов троянцев. Племя прибыло к горе Кармель и поселилось в городе Дер (были вскоре ассимилированы филистимлянами), а другая часть обосновалась на Кипре. Предполагают, что это были бежавшие от греков жители Трои.  

Но часть чеккеров осталась на тонкой полоске земель возле моря. Они превратились в ужас для всего побережья. Неутомимые мореходы и пираты, именно они стали основой будущего могущества финикийцев. Алфавит, изготовление металлического оружия, кораблестроение – все это они принесли с собой на побережье Леванта, чтобы обосновать свою морскую империю.

Алтарь филистимлян явно указывает на их критское происхождение.

Народ моря под названием филистимляне прибыли на побережье скорее всего с Крита. Египтяне их изображали с очень специфическими головными уборами, аналог которых бытовал на Крите. Их первый город с которого они начали колонизацию был Ашдод. Кстати, там сейчас есть единственный в мире музей филистимлян. Ко всему еще, филистимляне завезли сюда свиней, которые стали прародителями местных современных пигликов. 

А область города Яффы занимают Даны.  Хотя есть версия, что это местные жители ханааниты побродив по свету, просто вернулись обратно домой в Левант., чтобы впоследствии влится в израильские племена как колено Дана.

В надписи  Аменхотепа III из Ком-эль-Гетана упоминают  города народа моря данов.  Это Микены, Фивы, Мессена, Навплион, Кифера, Элея, Амиклы. Может поэтому в храме присутствует керамика микенского типа?

Но это могли быть и древние жители европейской равнины, отправившиеся искать приключений и новых земель на Балканах и в Малой Азии, почти как столетия после во времена Великого переселения народов 4-5 века нашей эры.

Археологические находки керамики говорят, что в 1180 – 1100 гг до н.э. тут жили (либо были в очень тесном контакте с жителями Яффы) филистимляне.

 

Музей филистимлян в Ашдоде. 

 

Дан и Данаиды.

Как много тут намешано, что не разобрать с первого раза.  Но древний мир знает Дана царя Арголиды, который появляется в мифологической истории откуда-то из этих мест.

А вдруг в дошедших до нас мифах и легендах патриархальный мир заменил Дану на Дана, как прародителя данайцев. Ведь его 50 дочерей Данаид иногда описывали подобно амазонкам.

Женщины легко убившие своих мужей в ночь свадьбы, действительно грекам напоминали грозных мужеубийц из далекой Скифии или это отголосок реальной истории, когда женщины были в праве убить не понравившегося мужчину в брачную ночь? Принести его в жертву богине?

Может, это жрицы храма в нынешней Яффе когда-то имели право убивать мужчину в брачную ночь, если он ей не подошел?

И как бы мне хотелось провести параллель между богиней вод Даной украинцев, кельтской богиней праматерью племен Дану и народом моря Дан. Тогда можно было бы написать, что не только Ашере, но Дане поклонялись в храме возле скал Яффы. А филистимляне, которые  завезли сюда свинок. от которых пошли все дикие пиглики, которые до сих пор живут на ханаанских землях, пришли с берегов Днепра. 

Но это всего лишь мои домыслы, которые могут лечь в основу романа и не более того. Хотя версия красивая.

А знаете, что примечательно – единственная из дочерей Даная, которая пощадила своего мужа и не убила его в брачную ночь была Гипермнестра. Сама Афродита спустилась с небес, чтобы защитить ее на суде аргивян (согласно Эсхилу).

Павсаний, в описании Эллады, пишет что Гипермнестра построила храм Артемиде Пейто.

Но Пейто это эпитет-прозвище Афродиты.

Пейто это и имя океаниды дочери Океана и Тефиды, которая венчает венком выходящую из моря Афродиту. Ее называли спутницей Афродиты и богиней убеждения. Так кому же был поставлен храм дочерью Даная в мифологические времена? И где?

Ио и Данаиды. 6 век до н.э.

И вот эта удивительная женщина стала впоследствии прародительницей множества героев. В том числе и Персея. Который спас на скалах Яффы Андромеду.

Дан и данаиды, Артемида Морская и Афродита Убеждающая.

Чтобы добавить еще капельку загадочности, я упомяну еще одну теорию, что ассирийское название Кипра – Я-Данана, Яднана связана именно с племенем данов. А Кипр – это место, где было одно из самых известных и великих святилищ богини любви древнего мира Афродиты.

А Персей и его предки ( по истории Геродота 54)  были изначально ассирийцами, а не греками.

“Сам Персей еще был ассирийцем и стал эллином”.

Таким образом его мать Даная, хотя и была дочерью Аргосского царя, но родословную вела от ассирийцев. А предки Акрисия были египтянами, по словам того же Геродота .

Давайте заглянем поглубже в эту историю.

 

Что же мы получаем в результате если берем мифы о Дане, Данаидах и Персее. :

——

Два сына близнеца египетского царя Бела:

Дан, правит Ливией. У него 50 дочерей.

Эгипт правит Аравией. У него 50 сыновей.

Дану предсказывают смерть от руки зятя (племянника)

Ссора братьев после смерти отца, египетского царя Бела.

Попытка примирения через свадьбу детей. Но Дан приказывает 50 дочерям убить мужей.

Дан бежит в Пелопонесс, где становится царем Аргоса. Приносит на греческие острова спортивные состязания, алфавит и прогресс в кораблестроении.

Старшая дочь Дана Гипермнестра отказывается убивать своего мужа Линкея.

У Гипермнестры и  Абанта рождается сын. Он женится на Аглае.

Аглая рождает Акризия.

У Акризия рождается дочь Даная, мать Персея.

Таким образом кто у нас Персей?

Сын Зевса, явившегося его матери в виде ЗОЛОТОГО ДОЖДЯ!!!

Праправнук египетского царя Бела.

Правнук правителя Аравии и правителя Арголиды.

Персей соединяет в себе Египет, Ассирию и Грецию.  

Семейная история о пророчестве о погибели: “погибнет от рук племянника (внука)”, – прямо просится на расстановки по Хелленгеру.  

Итак, Персей потомок правителей ассирийской и египетской империи прибывает в город, который как раз находится между этими двумя конкурирующими империями и где к скалам прикована прекрасная дева, отданная в жертву морскому чудовищу.

А теперь нам надо разобрать историю Персея и его противницы Медузы.

 

Персей, Медуза, Андромеда и другие.

Сцена первая.

Ночь. Храм Афины. Прекрасная Медуза входит в храм. Ее насилует Посейдон. Разгневанная Афина превращает девушку в чудовище. 

Сцена вторая. 

Персей отправляется совершить подвиг убить чудовище Медузу Горгону. Ему помогают Гермес и Афина. С помощью зеркального щита герой отрубает голову Медузе, когда та спит. По дороге далее он использует голову медузы и превращает в гору титана Атласа, за то что тот не принял его в гости отдохнуть. Отличный характер, настоящие героические поступки!

Сцена третья. 

Фокий и Кето.

Кассиопея заявляет, что она “на свете всех милее, всех румяней и белее” и особенно морских нереид и их повелительниц. Со дна поднимается чудовище и жители города Иопии, чтобы избавиться от напасти, привязывают к скалам дочь Кассиопеи, красавицу Андромеду.

Сцена четвертая. 

Пролетая мимо в сандаликах Гермеса с крылышками, Персей видит красавицу привязанную к скале и ввязывается в бой с чудовищем.  Используя голову Медузы с ее убийственным взглядом, чудовище превращает в скалу. 

Финал. 

Все счастливы. Андромеда и Персей женятся. Всех героев в качестве созвездий боги помещают на небо. Кассиопею, в наказание за ее длинный язык, помещают на небе на троне вниз головой. 

Персонажи задействованные в спектакле.

Афина – богиня. Собственно, она зачинщица всей этой истории. Покровительствует Персею. В результате произошедшего получает защитный оберег “горгонарию”, который носит на шите.

Интеллектуалка, опирается на логику.

Всегда в защитном шлеме, даже если обнажается. ( Прикрывает волосы металлической шапочкой?)

Защитница полисов и основательница городской цивилизации.

Области ее покровительства: градостроение, ремесла, упорядоченность.

Часто вступает в конфликт с порождениями морской стихии – неуправляемыми и  ужасными для древних людей существами. Ее вечный противник бог моря Посейдон, которого она всегда побеждает. 

Один из ее эпитетов Тритонея. А в некоторых текстах ее отцом прямо указывается Посейдон, от которого она отказывается в пользу Зевса. Поэтому причины ее гнева на Медузу могут иметь совершенно другие корни, чем вы изначально подумали. Она, возможно, и сама порождение водной стихии, которая отказалось от семьи в пользу олимпийского патриархата. 

Ревность дочери к отцу? Месть? И поплатилась за это невиновная дева. Это совершенно меняет то, что спрятано глубоко на дне мифологического бессознательного. 

Тексты также  указывают на родственные связи Афины с Ливией. Областью в Северной Африке, где (по одной из версий)  впоследствии проживает Медуза Горгона и где ее настигает Персей. 

Соседка знающая то, что Афина предпочла бы забыть? 

Так что поводов не любить Медузу Горгону у нее хватает. 

Горгоны (от греч. Γοργώ, Γοργών, вероятно от греч. γοργός — грозный, ужасный) три сестры. Они дети морского бога, олицетворяющего бурное море Форкина, который в свою очередь сын Геи и Понта. Сестры дракона Ладона, охраняющего сад с золотыми яблоками Гесперид. Жили на Сицилии ( вторая версия места событий Северная Африка, Ливия). Соседствовали с Атласом и Гесперидами.   

Эвриа́ла (греч. Εὐρυάλη — «далеко прыгающая»).

Сфе́но ( греч. Σθεινώ, «могучая»).

Меду́за (греч. Μέδουσα — «повелительница», «стражница») — единственная смертная из трёх сестёр.

Медуза. Одна из сестер Горгон.  “Кра­сотою бли­стая, Мно­гих она жени­хов завид­ным была упо­ва­ньем. В ней же все­го осталь­но­го сто­крат пре­крас­нее были Воло­сы” (Метаморфозы. Овидий).

Напомню, что волосы это символ магической силы. Несколькими веками позже на землях израильских царств землях появится миф о герое из колена Данова по имени Самсон и филистимлянке Далиле. Солнце и море, огонь и вода, вечный конфликт. 

Медуза означает “повелительница и стражница”. Не была ли она в ту ночь на страже храма, когда была изнасилована в храме Афины “царем зыбей” Посейдоном. Но наказание понес не насильник, а Горгона. Афина превратила ее прекрасные волосы в гидр. Теперь бывшая красавица выглядела согласно “Теогонии” Гесиода:

“Вместо волос у Горгоны — шевелящиеся змеи, все тело покрыто блестящей чешуей. У Горгоны медные руки с острыми стальными когтями, крылья со сверкающим золотым опереньем. От взгляда горгоны все живое превращается в камень”

Женская магическая сила ( Медуза-Стражница), после соприкосновения с Посейдоном (бессознательное), наказывается Афиной (рассудок) и превращается в чудовище, взгляд которого превращает в камень все живое. Как версия…

 

 

 

Персей. Герой, потомок египетских и ассирийских правителей. Из рода Дана и Данаид. С помощью советов Афины и Гермеса убивает Медузу. Используя голову Медузы превращает титана Атласа в гору. Затем  таким же образом убивает морское чудовище Кето. 

Кето – мать Горгон, супруга и сестра Форкина. Богиня морской пучины и чудовищ, которые в ней обитают. Ей, либо одному из ее многочисленных детей, приносится в жертву Андромеда.  Превращена в камень Персеем с помощью головы Медузы. Возможно имя богини Кето это наследие народа хетов. Но благодаря ей мы называем китов китами. 

Форкис – бог бурного моря. Сын Геи и Понта. Брат и муж Кето. Кстати, прекрасную дочь Форкиса и Гекаты по имени Сцилла, чаровница Кирка превращает в чудовище, из ревности к морскому богу Главку.

Видимо, превращение прекрасной девы за любовь с богом в чудовище, это какая-то навязчивая тема древних мифов.

Персей убивает Кето. Коринфская ваза.

Кассиопея – дочь Араба и внучка Гермеса. Мать Андромеды. Жена Кефея, повелителя эфиопов и отца Андромеды.

Посмотрим на историю исходя из наших знаний о ханаанских богинях. И предположим, какую роль играл храм Ашеры в Яффе в этом всем?

Данаиды (жрицы храма Анат-Ашеры?) убивают своих мужей (ритуальное убийство?) и отправляются с отцом в Арголиду. Их потомок возвращается сюда, чтобы уничтожить во время сна чудовище Медузу (воинственная Дева Анат?) и спасает Андромеду на скалах, приносимую в жертву морскому чудовищу (Кето-Ашера морская?). 

Результат убийства Медузы:

-Прекращаются женские жертвоприношения богине моря на скалах Яффы.

-Рождается волшебный конь поэзии Пегас, который уносит нас на крыльях фантазии в иные миры, порождая ритмы стихов. Оседлать его можно только принеся, по рекомендации той же Афины, жертву Посейдону (бессознательное)

-Атлант, отказавший Персею в гостеприимстве, превращается из гиганта Титана в обычную гору. Мир стал устойчивым и определенным.

-Кровь Медузы, падая в море, преображает водоросли в кораллы – любимое женское украшение.

-Кровь Медузы, набранная в две чаши, становится ядом и целебным лекарством, которым пользуется бог врачевания Асклепий.

-Афина обретает защитную эгиду на щите, становясь непобедимой. Теперь городская цивилизация и ремесла определяют жизнь людей.

Древние женские божества ханаанского народа исчезают с арены. Персей, объединяющий в себе Египет, Ассирию и Грецию уничтожает владычество женских хтонических богинь. Но руины храма помнят все.  

Вот такая вот интересная история храма в Яффе. Хотя, может все было и не так. Кто знает….

Железный век.

Прошло время женского владычества грозных богинь Ханаана. Приходит время финикийцев, владычества Сидона, а следом и королевства Израиль, Иудеи, Экрон, Ашдод. И конечно же ассирийской империи.

Грозная морская Ашера, становится спутницей Яхве, превращаясь в дерево жизни и воплощая в себе прообраз миноры.

Печать с надписью на иврите “Гаал сын Шуаля”. Владычица Неба в руках держит звездные скипетры.

Как когда-то для египетских фараонов, так теперь для царя Соломона, а после него персидскому царю Киру, через Яффу переправляется драгоценный кедр из финикийских городов для постройки храмов и предметов роскоши. 

Ветхий завет упоминает город как пограничный территории племени Данова (Josh 19:46). Через город из Ливана отправляли древесину для постройки храма Соломона. (2 Chr 2:16) И конечно же, знаменитый Иона отсюда начал свою попытку убежать на корабле от предназначенного Господом Богом. (Jonah 1:3).

В 6 веке до н.э. Ашеру полностью вычеркнут из истории, оставив Яхве в патриархальном одиночестве.

Затем  римляне уверенной поступью войдут вместе со своими богами и порядками. После них по руинам храма пройдут христиане, мусульмане, рыцари крестоносцы, снова мусульмане.

20 век привнесет свои изменения. С одной стороны ортодоксальный иудаизм, а с другой атеизм.

Жизнь не стоит на месте. Прошли века, и сейчас только археологи вспоминают о морской богине Ашере, деве Анат и других персонажах древних мифов ханаанской земли. О филистимлянах и данах. О Персее и Медузе.

Но мы – то с вами уже знаем. И помня об этом, можем поднять из глубин нашего бессознательного внутренние конфликты, которые заложены во времена, когда наши предки верили в этих богов и богинь. Когда “путешествие героя”, впитывалось с молоком матери, как напутствие и образец поведения по жизни.

Но это уже другая история. Для работы в феноменальном поле. И тогда логика и рассудок, смогут превратить собственный магический, неуправляемый, чудовищный взгляд травмированной женщины, превращающий без разбора в камень все вокруг, в защитную эгиду. И тогда магия может стать конструктивной и созидающей. Но для начала надо разобраться с собственной Медузой и своей личной историей.  Хотя… Меня слегка смущает “шапочка из фольги” Афины. Что будет если ее все-таки снять? Не вырвется ли на волю из благовоспитанной дочери Зевса, неистовая дщерь Посейдона взревновавшая отца к прекрасной Медузе-стражнице.

А может возродиться Кето и предстанет перед нами из глубин океана подсознательного Медуза Горгона в своем изначальном, невинном образе девы с прекрасными волосами. Еще не травмированная историей, приведшей к печальному финалу.

В каждой из нас есть много ликов Богинь. И история конфликта интеллектуальной Афины и колдовской магии Медузы продолжается…

А если вы хотите разобраться с этим, то приезжайте в Яффу. Там, возле древнего храма мы играем в мифические истории. Кто знает, какие тайны откроет вам пространство и время.

Ведь адрес нашей планеты: Галактическая нить Персей-Пегас. Комплекс сверхскоплений Рыб-Кита. Местная группа галактик. Галактика Млечный Путь, Рукав Ориона, Солнечная система, Земля.   

До встречи в древней Иопии современной Яффы.

 

 

 

Скалы, на которых по преданию была прикована Андромеда и где состоялась битва Персея с чудовищем. 

 

Copyright©ЭжениМакКвин2018 

 

Видео храма Ашеры в Яффе, Тель-Авив. Израиль.

Реальная история богини Инанны и ее замужества. 

Нисхождение Инанны в подземный мир. Оригинальный текст.

Древняя молитва богине Иштар.

Владычица зверей из Чатал-Хююк.

Магические растения Гекаты

Богини летнего солнцестояния.

Самые древние мифы и их герои.

Откуда к нам пришел принц на белом коне. 

Весталки и их история.

Древний храм Богини трипольцев. 

Самый древний храм Богини возрастом 14500 лет. 

Богиня Мара и ее символы. 

Дневники ведьмы. Удивительные истории о реальной жизни женщин магов. 

 

Литература:

– Мифы древности – Ближний Восток. А. И. Немировский.

-Загадки Финикии. А. Волков.

-О Ба’лу. Угаритские поэтические повествования. Пер.  с угаритского, введ., коммент. И.Ш.Шифмана.

-Early Jaffa: From the Bronze Age to the Persian Period Aaron A. Burke University of California, Los Angeles.

-The Lion Temple of Jaffa: Archaeological Investigations of the Late Bronze Age Egyptian Occupation in Canaan. Stacey Jennifer Miller Honors Thesis Department of Anthropology University of California, Los Angeles.

-Qedesh.  Johanna Stuckey.

-Some graeco-phoenician shrines. G. F. Hill.

-The Late Bronze Age Figurines from Tel Burna. Casey Sharp,Chris MCKinny,itzhaq Shai.

-Excavations at Ancient Jaffa (Joppa). Institute of Archaeology, Tel Aviv University.

-Genetic Study Proves Israel’s Wild Boars Originated in Europe. New York Time. By Isabel Kershner Nov. 4, 2013.

-Press release “Sensational find of clay models dating to the Palestine of the 9th and 8th centuries BC.Researchers based in Israel and Mainz present the first group of findings.” 31.03.2010

-R. Kletter, I. Ziffer, W. Zwickel, Yavneh I: The Excavation of the “Temple Hill” Repository Pit and the Cult Stands, Orbis Biblicus et Orientalis: Series Archaeologica

-Transformation of a Goddess: Ishtar – Astarte – Aphrodite Edited by: Sugimoto, David T

-Athtart in Late Bronze Age Syrian Texts. Mark S. Smith

-In the Shadow of Thy Wings: A Review of the Winged Goddess in Ancient Near Eastern Iconography Akio Tsukimoto

-Raz Kletter, Irit Ziffer, Wolfgang Zwickel. Yavneh II. The ‘Temple Hill’ Repository Pit.

 

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.