Магические растения Гекаты.

Сбор трав и их магическое использование в первую очередь связано в греческой мифологии с богиней Гекатой и ее последователями.

После ритуального омовения травы собирались с молитвами и призывами. Для сбора использовали медный серп и медный сосуд либо раковину.

Но давайте же обратимся к греческим первоисточникам.

В первую очередь это отрывки из трагедии Софокла “Зельекопы”, где он пишет о Медее:

“Отвращая свой взор от работы руки,

Она сок мутно-белый, стекающий с ран

Ядовитого зелья, в сосуд медяной

Осторожно приемлет…

А в ларцах сокровенных хранятся пучки

Ею срезанных трав.

Их она с причитанием громким,

Обнаженная, медным ссекала серпом.”

К сожалению другая трагедия Софокла о женской магии “Колхидянки” утрачена, но до нас дошли упоминания, что в нее входила сцена, где Цирцея занималась магией с использованием медного серпа. Медь это один из элементов магии Гекаты. именно такие сандалии описываются на ней в некоторых текстах. 

В “Энеиде”, когда Дидона готовиться покончить с жизнью, она:

“…Травы берет, что медным серпом при луне на полянах

Срезала в полном цвету, ядовитым налитые соком…”

Вергилий, «Энеида», IV.513—514, рус. пер. С.А. Ошерова.

В “Аргонавтике” Аполлония, когда Медея готовит зелье из растения, выросшего из крови Прометея, она совершает 7 раз ритуальное омовение и использует для сбора сока  растения “каспийскую” раковину.

“Вырос впервые тот цвет, когда проливалась по капле

Там на Кавказских торах орлом-кровопийцей на землю

Кровь Прометея-страдальца, бессмертная красная влага.

В локоть длиной произрос цветок из влаги из этой,

На корикийский шафран вполне своим цветом похожий,

Стеблем двойным вознесен. Глубоко в земле притаился

Корень, подобный куску кровавого мяса и полный

Сока (похож он на сок темноцветный горного дуба).

Сок собирала для чар в ракушку каспийскую дева,

Семь раз омывши себя водой, неустанно текущей,

Семь раз призвавши Бримо*, что юношей бодрых питает,

Мертвых царицу, Бримо подземную, ночью что бродит,

Мрачною ночью призвав, одетая в темное платье.

Рев прокатился под черной землей, содрогнувшейся в муках,

В миг, когда корень титана был срезан, и стоном ответил

Сам Япета сын, от боли душою слабея.”

Аполлоний Родосский, «Аргонавтика», III:851—866.

————-

*Бримо – один из эпитетов Гекаты. Означает – гневная или грозная. Однако этот эпитет также принадлежал и Богине Кибеле, имеющей фригийские корни, весьма популярной в северном Причерноморье начиная с 4-3 века до н.э.   У Кибелы были свои тайные мистерии, о которых к сожалению известно очень мало. 

———

Но для магов, существует еще и сад Гекаты, куда ведет трехстворчатая дверь из черного дерева, упоминаемого в  греческих магических папирусах.

Знаю я и дерево твое: это черное дерево”  (папирус PGMVIII.13).

До нас дошло описание этого сада из “Орфической Аргонавтики”

“Там, за стеной недоступной, в глубоком и темном укрытье,

Роща густая была; в тени деревьев высоких

Лавры росли там, кизил созревал, и широкой листвою

Их осеняли платаны; трава меж корнями стелилась,

Рос асфодел, завивались душистые «женские кудри»,

Мята росла, и камыш, и чабрец, и цветы анемонов,

С ними божественный цвел кикламен, распускалась лаванда,

Ирис и дикий пион, — и раскинула пышные листья,

Их осенив, мандрагора и стебли сплелися диктамна.

Свой аромат источал кардамон и шафран; но взрастали

Там и другие растенья: вьюнка колючая заросль,

Черные маки, волчец, аконит, ядовитые клубни,

Множество гибельных злаков, землей порождаемых в недрах.

И, возвышаясь над чащей, раскинулся дуб необъятный,

Мощные сучья свои вздымая над рощей густою,

Нес он на ветви высокой руно золотое; сверкая,

Свесилось с дуба оно; и руна хранителем грозным

Змей был ужасный, для смертных людей несказанное диво”

«Орфическая Аргонавтика», IV.911—928, рус. пер. М.Е. Грабарь-Пассек.

Мандрагора и собака, как заместительная жертва.

При сборе растений Гекаты возможно использовалась заместительная жертва. Как минимум при сборе мандрагоры это была часть ритуала.

Так об этом писал Иосиф Флавий в I веке н.э.:

“Сначала его [т.е., корень мандрагоры] окапывают кругом до тех пор, пока только маленькая часть корня остается еще в земле, затем привязывают к нему собаку; когда последняя быстро устремляется за человеком, привязавшим ее, корень легко вырывается, но собака умирает на месте, как заместительная жертва за того, который хотел взять растение, а тогда его можно уносить без всяких опасений.”

«Иудейская война», VII.6.3, рус. пер. Я.Л. Чертка.

Собаки часто приносились в жертву Гекате на перекрестках. Их изображения фигурируют в магических папирусах греков и римлян с обращением к Богине.

Но интересно, что в жертвенных ямах славянских святилищ (Богит, Звенигород), часто находят кости собак.

Найденные тут же в жертвенных ямах ключи, возможно тоже отголосок гекатий. Ведь на греческих, римских и карфагенских свинцовых табличках с магическими заклинаниями Гекаты, часто изображались ключи.

Не исключено, что жертвоприношения собак и ключей это отголосок многовековых контактов греческих колоний северного причерноморья со скифо-сарматами, которые впоследствии стали частью праславянской черняховской культуры.

Так, вероятно, ритуалы греческой античности в несколько измененном виде, перешли к славянскому язычеству.

А до нас они нас дошли в виде завершающей фразы многих заговоров:  “Рот на замке, ключ на дне”. И при сборе трав принято оставлять монетку или ленточку в качестве оплаты.

Чеснок.

Важным растением Гекаты является чеснок. Его жертвовали на дейпнон – вечерю Гекаты.

В трактате “Характеры” Теофаста есть такой текст  :

“Если заметит человека из тех, что стоят на перекрестке, увенчанного венком из чеснока, то возвращается домой и, омывшись с ног до головы, велит затем позвать жриц, чтобы  получить очищение морским  луком или щенком.”

Теофраст, «Характеры», XVI, рус. пер. Г.А. Стратановского.

И до сегодняшнего дня чеснок не потерял своего значения защиты в мире магии. Ну не любят духи его запах, не любят.

Аконит.

Самым известным растением Гекаты является аконит.

Диодор  Сицилийский (Историческая библиотека, 45.4.2—3. Анна Блейз) упоминает о том, что для определения дозировки Геката сначала тренировалась на незнакомцах.

А выросший из ядовитой слюны трехголового пса-стража Аида Цербера,аконит и во многих других традициях связывается с ведовством и колдовством. Хотя, не исключено, что и это влияние культуры греческих колоний.

Дуб.

Как ни странно, но солнечное дерево Зевса дуб также связан с Гекатой и ее змеями.

“…Увенчавши дубовой листвою главу

И плетеньем из змей ядовитых…”

Фрагмент трагедии Софокла «Зельекопы» V век до н.э. Перевод. Ф.Ф. Зелинского

У Апполония в “Аргонавтике” , когда Ясон призывает Богиню, она появляется со змеями и дубовыми ветвями.

“Из сокровенных глубин поднялась она, ужас-богиня,

К жертвам Язоновым. Всю кругом ее обвивали

Страх наводящие змеи, ветвями увенчаны дуба…”

 Аполлоний Родосский, “Аргонавтика”, III:1213—1215, в рус. пер. Г.Ф. Церетели.)

Как ту не вспомнить о знаменитых “горгониях”. Которые были одним из самых распространенных защитных изображений древнего мира. В том числе, они были найдены и в скифских курганах.

Кстати славяне тоже использовали амулеты змеевики. При этом на второй стороне изображались христианские святые.  Вот такое сочетание язычества и христианства. 

Наиболее древние изображения горгоний, обладали мужским обликом и только потом сменились женским.

Дуб – змеи – защита воина? Не была ли в далекой древности и Геката существом андрогинным?  И как тут не вспомнить скифских жрецов-оракулов обладавших женской природой?

 

Шафран.  

Шафран, растение небожителей, также связано с Гекатой. Он не только растет в ее саду, но  и в “Орфическом гимне Гекате” она “сущая в море, на суше и в небе, в шафранном наряде”. (“Орфический гимн Гекате.” Рус. пер. И. Евсы.)

Так, что не всегда она одета мрачно в черные или в белые одежды.

Здесь уместно вспомнить фрески Кносса,где женщины собирают цветы крокуса. Может они предназначались богине, держащей в руках змей?  

 

Вьюнок.

Это вьющиеся растение в традиции друидов несет смыслы трансценденции и расширения.Его семена использовались для пророчеств и путешествий по иным мирам. Видимо подобно он использовался и в гекатиях.

Ну, что же, медный сосуд и серп, обнаженное тело, ритуальное омовение 7 раз, жертвенная собака и призывы богини – это все, что было нужно было жрице Гекаты для сбора трав.

Но хочу вам напомнить, что в отличии от древних греков,  современные люди утратили беспрекословную веру в их богов. Для нас уже нет ни небесного жилища богов Олимпа, ни полей забвения, ни Аида. А ведь главное в ритуале это вера.

Верите ли вы в Зевса, Апполона, Посейдона так же как и в Гекату? Согласны ли вы после перехода отправиться в Аид или на поля асфоделий?

Кого на самом деле мы призываем, когда произносим ее имя?

Кто знает истину?

Точно не я. Поэтому статья исключительно ознакомительная. Чтобы знать первоисточники.

Copyright Эжени МакКвин © 2017

 

Женские места силы Украины. 

Архетип Гекаты в современном мире.

Мужские архетипы в современном мире

Теневая сторона игр в Богиню. 

Аффирмации богиням. Практика. 

Как усилить действие аффирмаций. 

Самый древний в мире храм великой Богини. 

Откуда к нам пришел “принц на белом коне”.

Практики 13 полнолуний года. 

Магия 8 богинь колеса года. 

Блондинка, брюнетка и рыжая ведьма. Первоисточник. 

Дневники ведьмы.

 

Поделиться с соцсетях.

 

Добавить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.