Шаманский бубен саамов. Магия истории и история магии.

 

В саамской  традиции (Lule Saami) для дохристианского периода используют термин SaaLgoabdesájgge «время бубна». В то время как период религиозного столкновения и противостояния упоминается как “время, когда нужно было прятать бубны”. Ulma Gruvvisare.

Вы наверное не раз видели символы и изображения на шаманских бубнах. У современных нео-шаманов они могут быть связаны с традициями из разных мифов и систем верований. Однако в древности бубен был для шамана не только изображением богов. Это была конкретная карта, по которой он путешествовал в своих полетах духа, пророчествах и целительских сеансах. 

И одной из удивительных древних шаманских традиций, о сверхспособностях шаманов которой до сих пор ходит множество легенд, была традиция ноайди — саамских шаманов. 

Саамы древняя народность корни которой уходят в глубину тысячелетий. И они называют своих шаманов “ноайде- noaide”. Их считали сильнейшими колдунами еще викинги. Да и в нынешнее время они слывут сильными магами. 

Я была знакома с саамским шаманом, которому по наследству от бабушки досталась “серая книга магии”. Я не имею права писать о том, что я узнала от него, но могу оперировать историческими данными, иногда вплетая намеки на внутренню традицию.  

Предлагаю вам со мной совершить путешествие сквозь время и узнать из исторических источников о магическом искусстве ноайде и их жизни.

 

СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС НАД СААМСКИМ ШАМАНОМ АНДЕРСОМ ПОУЛЬСЕНОМ В ФИННМАРКЕ.

Как я уже сказала, я буду опираться на документальные письменные источники. Мне пришлось переводить их самой, поэтому если вы хотите прочесть оригинальный документ, вы можете найти книги 16-17 века на сайте библиотек музеев Норвегии, Швеции и Великобритании самостоятельно. Где-то мой перевод будет несколько корявым, потому что сложно перевести дословно и оставить смыслы, которые вкладывались на другом языке. Надеюсь у меня это получилось, чтобы вы могли ознакомиться с этий уникальной информацией. 

И начнем мы с одного из важнейших документов о саамской традиции. Это история с одной стороны печальна, потому что она рассказывает о саамском ноайди, который попал под каток религиозных репрессий 17 века. Но с другой стороны у нас есть подробное описание его бубна, символов и работы. Да, оно записано с позиции христианского взгляда на работу ноайди. И сам шаман пытаясь избежать наказания использовал христианские описания. Но мы можем представить себе общую картину традиции дополняя его историю другими источниками. 

Надеюсь вы готовы услышать голос шамана через столетия через документы судебного процесса 1692 года из Финнмарка (Vadsø), где жертвою “охоты на ведьм” того времени стал саам Андерс Поульсен (Anders Poulsen) и его бубен. 

В документах его бубен называется “runebomme”. Напомню, что слово руна имеет значение еще и секрет, тайна, магия. Я буду далее называть инструмент шамана  — бубен. Но помните, что речь идет не об обычном бубне, а об именно “runebomme”. 

Как выглядел этот бубен и его копию вы можете увидеть на следующей иллюстрации. А , что Андерс рассказывал о символах на своем бубне вы прочтете в следующей главе. 

 

ОПИСАНИЕ РИСУНКОВ НА БУБНЕ АНДЕРСА ПОУЛЬСЕНА. 

Я еще раз вам напомню. что процесс был во времена, когда шла христианизация саамов. «Время бубнов» подходило к концу.  Их прятали в священных местах от христианских священников, а шаманы ноайди подвергались пыткам и жестокой казни. Поэтому многие символы сейчас уже интерпретируются иначе, как боги оригинальной саамской религии.  И я приготовила для вас сюрприз. Это трактовка с обеих позиций 17 века и исследователей 20 века. Ее вы сможете прочесть после описания бубна со слов шамана из документов с судебного процесса. 

ПЕРВЫЙ ЯРУС. 

На нем изображались две человеческие фигуры и северный олень. Они действуют только тогда, когда шаман молится Богу. Фигура, которую Андерс называл Ильмарис (Ilmaris) вызывала непогоду, чтобы вредить лодкам.

“Когда он молится Богу, это создание вмещает и зовет обратно его плохую погоду, но он  может также сделать плохую погоду, но он (Андерс) говорит что просить об этом грешно”. (fol. 2v).

Фигура, которую Андерс назвал Диермис (Diermis) вызывала прояснение погоды и предотвращала плохую погоду. 

“Когда богу молятся , Диермис помогает в том, что, когда бывают наводнения и много дождей. он зовет погоду обратно, и этот Диермис не имеет силы, если Бог не даст ему.” (fol. 2v)

‘Ильмарис может вызывать злую и плохзую погоду которая повреждает корабли и лодки, но Диермис может также делать хорошую погоду вновь и предотвращать несчатсья, когда Бог позволяет ему. (fol. 2v).

Дикий олень носил имя Гводде (Gvodde) и мог приносить как удачу, так и неудачу. 

Когда Богу молятся, дает удачу в охоте на диких северных оленей. Если бьют в барабан, и кольцо не будет танцевать для этого северного оленя, тот кто просит хорошей охоты не получит ни одного оленя, не важно как тяжело бы он не старался.  

Странно, но символы могли работать только благодаря силе Христианского Бога, в которого по заявлению Андерса он верил. И в то же время фигуры обладали амбивалентной силой, которая могла приносить как добро так и зло. 

Итак первый ярус связан с погодой и охотой.

ВТОРОЙ ЯРУС. 

  • Круг с пересекающей его линией — “он называет его Пейве (Peive) и это солнце”. 

Когда призывается Бог “это принесет солнечную и прекрасную погоду и легкий воздух, особенно когда олени телятся и когда зерно и трава способствуют росту”. 

  • Вторая фигура человеская  “кого он зовет дитя Юмал (Jumal), дитя Бога, или сын Божий Христос. Когда ему молится ему, он прощает все грехи”.
  • Третья фигура “кого он зовет Юмал Этзем (Jumal Etziem) — Бог Отец. Он ругает за все грехи и, кроме этого, помогает и поддерживает, повелевает и наказывает когда просят об этом”. 
  • Четвертая фигура это церковь “которую он зовет Dom Kirch и которой он поклоняется потому что он сделал ее сам. Он говорит что там он получает отпущение грехов, мир в дуще и христиансвую смерть. Будь ты мертв или жив, это та же церковь поможет вам”. (fol. 3r). 
  • Пятую фигуру ”он называл Энгил (Engil), якобы Святой Дух. По молитве он отпустит все грехи, что ты станешь новым и чистым человекмо, когда он хочет помогать (fol. 3r). 

Как мы видим на этом уровне Солнце дающее хорошую погоду, и христианские персонажи Троицы и церкви.

Все фигуры включались только если Андерс молился. Кроме того он отмечал, что нарисованные фигуры связаны с божествами о которых  ему говорила его мать. 

В других документах указывается что мать передала обвиняемому Андерсу его искусство, подразумевая что его мать не была христианкой и верила в оригинальную веру саамов. 

Кроме того в документах указано, что каждая фигура держит жезл, который назвается Juncher Sabbe или Большой Мастер Sabbe, который есть Juncher’s посох или посох великого Лорда. И как мастера на земле на земле держат посохи, так делают и эти персоны.

Посох обычно указывает на высокий социальный статус. А Juncher был титулом используемым для высшего чиновника в крепости Vardøhus. 

ТРЕТИЙ ЯРУС.

Первая это женщина,которую шаман назвал святой Анной. Он говорил, что она сестра Марии, которая ей помогает, когда та просит об этом. 

Второй женской фигуре он давал разные имена: Mary, Jumal Enne, Jumal Ache. И говорил, что это Мария, мать Христа, жена Бога. Когда молишься ей она помогает женщинам в заключении, но также способствует отпусканию грехов. 

Следующие три фигуры он называл Julle Peive или Julle хозяева. Они Дни Рождества или Рождественские Хозяева, кто оправят Рождеством. 

  • Oucht Jule Peiv — хозяин первого дня Рождества.
  • Gougt Jule Peive хозяин второго дня Рождества. 
  • Gvolme Jul Peive хозяин третьего дня рождества. 

“Если кто-то оскверняет эти дни, то Бог их накажет. А те кто уважает их и затем молится Богу, то Бог поможет.”

Любопытно, что тут используется  Peive, который во втором ярусе обозначал Солнце. 

ЧЕТВЕРТЫЙ ЯРУС. 

Здесь изображен круг, который представляет луну и мужчины идут церковь, которой принадлежит Поулсен. 

“Когда Богу поклоняются, она сияет ярко и ночная погода будет хорошей даже если будет тяжелый покров облаков.» 

Две фигуры мужчин идущих в церковь шаман назвал Olmoug Mane KircheИ отметил, что он ходит в церковь и делает подношения такие как свечи и деньги. А также, что никто не делает подношение, если не получает помощь.

ПЯТЫЙ ЯРУС.

На пятом ярусе семь фигур три из которых демоны и одна демоница. И три фигуры не человекообразные, но ассоциируемые с адом.

“В пятом ряду у него несколько чертей и самая старая женщина дьявола и инструменты предположительно находящиеся в аду, здесь дьявол, который представляет болезнь, и он говорит, что это может убивать людей, и он поклоняется многим из этих фигур и символов “(italics in the original; fol. 7r)»

  • Первая фигура это жена связанного внизу дьявола, имени которой шаман не знал.
  • Вторая фигура дьявол который убивает людей и кто возможно болезнь. 
  • Третья фигура демона, который потерян сейчас и кто правит в Аду и скитается по миру. Он сбежал когда Бог связывал скованного демона описанного ниже. 
  • Четвертого он назвал Hilvet Tol, огонь Ада. Это огонь, что поглощает души людей в Аду.  
  • Пятый Hilvet Tarve Giedme — адский смоляной котел в котором души кипятятся в Аду.
  • Шестой Hilvet Haufd — адская могила. Те, кто верит в Дьявола отправляются туда и Бог оставляет их.
  • Седьмая фигура связаный демон Hvenaales Gvolisis, тот кого бог связал когда сотворил мир. 

Естественно, что что судьи посчитали его искусство дьявольским ибо  ‘и, наконец, тот факт, что он рисует ад и чертей, и он особенно неохотно объясняет характер его отношений с ними» (fol. 7v) и назвали его “ведьмовским человеком”. 

 

 

ОПИСАНИЕ ШАМАНСКОЙ РАБОТЫ АНДЕРСА.

Также в документах есть описание, как именно работал Андерс. Если Поульсен хотел получить ответ на вопрос, то он использовал два молоточка из рогов оленя. Один из них “он назвал Qiaarve Vetzier”. На бубен клался “маленький полый латунный “колпачок” с латунным кольцом на нем, который он называет  Palm”. Шаман бил в бубен, поднимая, поворачивая и опуская его в руках. По движению латунного устройства-указателя шаман определял правду и не правду.

Направление движения было очень важно. Если “указатель” танцевал в направлении солнца “персона для которой он играет узнает хорошую фортуну. Если же “танец” был в противоположном направлении, то человек для которого он играет не будет благословлен удачей. 

От себя тут добавлю, что одним из важных способов определить благоприятно ли то, о чем запрашивал ноайди клиент, было движение «указателя». Движение против часовой стрелки говорило, что задуманное против воли богов, может завершится плохо и т.п. 

Ежели же маркер опускался столь низко, что останавливался рядом с одной из фигур пятого яруса, то Бог гневается на того, для кого он играет. Этот человек должен много молится прежде чем указатель отойдет. Таким образом Бог указывает этому человеку, что он грешен. 

Андрес также продемонстрировал свою работу “комиссии”. Он перекрестил себя и барабан, прочитал молитву “Lord’s Prayer in Karelian (Finnish)”. А также того молитву ‘Ætziem, achie, ja barne, ja Engilen vaeche don, и другие словосочетания, которые должны были означать “Боже, Отец наш, твоя Мать и твой Сын и святой Дух пошлите нам вашу помощь. (fol. 5r).

Он смотрел на фигуры и как “танцевал” латунный “волчок” вверх и вниз и он бил своим молоточком и повторял слова:

“И ты Бог, сотворивший Небо и Землю, Солнце и Луну, и звезды, всех людей, и птиц, и всех рыб в море. И он исповедал свои грехи говоря: я грешный человек, старый и недостойный, я лучше умру, если ты не поможешь тому, о ком мы молим, и он обещает, что он никогда больше не будет грешить , и тому подобные высказывания поклонения.”  (SATØ, SF 25, fol. 5r)

Из текста не совсем понятно Богу или Богам обращался шаман. Однако, возможно тут еще и накладывается мнение писца. 

Затем Андерса спросили может ли он снимать проклятия. И он ответил:

“он может снимать заклинания с помощью своих богов и вернуть его так, чтобы оно пало на того, кто наложил заклинание в первую очередь. (fol. 5r). 

Тут шаман обращается вновь к “богам”. И мы видим привычное уже современным исследователям традиций двоеверие. 

Поульсен также  продемонстрировал комисии, как он снимает проклятие играя на бубне, пока кольцо не приземлилось на демона в пятом ярусе. 

Затем проклятие покинуло того, кто был под ним. И он сказал, что таким путем он помог многим в ‘Sverig lapmarch’ (Swedish Lapland), но никому в Норвегии.

Так же он показал, как кольцо будет “танцевать”, если вор будет наказан. Он будет продолжать играть “пока он не станет ничем иным, как сухим деревом”. Однако только Бог может наказать вора.  

Андерс сообщил, что также он может использовать свою шаманскую способность  

  • в целях гаданий (divination). 
  • принести удачу оленям и помоч женщине в родах. (fol. 5v). 
  • получить ответ от своего бубна держа его выского в воздухе, точно также как когда люди разговаривают один с другим. (fol. 6r).

Но Поульсен подчеркивал, что он делал только добро, когда играл на бубне. И что Христос запретил ему, как и его сыну, делать какое-либо зло. 

Кстати его сын также умел получать ответы от камней, как и он сам от бубна. Были ли эти камни руническими или чем-то иным мы теперь уже не узнаем. Но я бы не исключала такую вероятность. А гадание по камням (но не северным рунам) есть и в тувинском шаманзиме. Хотя возможно имелись в виду какие-то мегалиты от которых в процессе шаманского ритуала получали ответ. 

Кроме того, Поульсен заявлял, что он не отрекся от Бога и его христианской веры и когда он обращается к богам на бубне, то понимает их как Бога в Небесах. 

 На вопрос: где и как он научился своему искусству работы с бубном, шаман ответил, что от матери. Потому что он хотел узнать людей, как люди, кто были далеко,наслаждаются ли они удачей, повезет ли путешественникам, и хотел помочь людям в беде. Он хотел своим искусством творить добро и его мать сказала ему, что будет учить его этому искусству. Сам он не просил об обучении. (SATØ, SF 25, fols. 6rv).

Это несколько странно потому что женщине запрещалось прикасаться к бубну, который хранился в “boaššu”, внутренней комнате в “goahti — тенте”, как неприкосновенный.

“Они считают его таким священным и святым, что не позволяют девице, вышедшей замуж, прикасаться к нему; и если они переносят его с места на место, то несут его последним из всех, и это тоже должны делать только мужчины; или же они идут с ним каким-то нехоженым путем, так что никто не может ни встретить их, ни последовать за ними. Причина, по которой они проявляют большую осторожность в этом отношении, заключается в том, что они верят, что если кто-либо, особенно девушка, готовая выйти замуж, пойдет по тому же пути, то они по крайней мере через три дня впадут в какую-нибудь безнадежную болезнь, и обычно без надежды на выздоровление.” Если же женщина все таки оказалась на пути, то она должна была поднести медное кольцо бубну в подарок.» The History of Lapland John Scheffer Oxford 1674 CHAP· XI·Of the magical Ceremonies of the Laplanders.”

Но возможно она достигла менопаузы. Хотя… может опять что-то патриархальное сообщество, описывавшее процессы того времени, умалчивает по поводу женщин и бубнов. При этом исследователь Исаак Ольсен называет женщин шаманов noaidi noaidegálgu – “Noide Kalcko”. Ханс Сканве (Hans Skanke) использует термин “guaps”. Jessen испольузет  “guape”, который скорее “guobas” и “guobbi”. Кроме того женская “религия” была названа guop­pes­vuohta – “kuopesvuot” – и мужская noaiddesvuohta – “nåitesvuot”. Хотя этом женское колдовство считалось близкти к так называемому “недоброму глазу”. 

Слово guobbi в современных диалектах саами имеет значение связанное с косоглазием, сердито косить, смотреть с завистью, подглядывать. 

Но я бы предположила, если мы исходим из парадигмы , что бубен это женщина и через бубен шаман вступает в брак с землей, то возможны вариации. Правда эта парадигма не этого региона, а Сибири. Но может ли дух бубна, если он женский, ревновать своего хозяина? Или у нас тут опять вступает в силу о нечистоте женщины, особенно во время менструации? 

В любом случае у современных саамов шаманом может быть и мужчин и женщина, которую называют ноайдеакку (noaideáhkku).

Но, вернемся к судебному процессу. 

В процессе вердикт комиссии был что все это “его безмерно безбожное и дьявольское искусство” (fol. 7v). Однако расследование так и не было завершено ибо шаман Поульсен был убит ментально нестабильным человеком по имени Villum Gundersen.

Печальная история, но  у нас с вами есть подробное описание бубна, персонажей на нем и как с ним работал саамский шаман в 17 веке.

 

УПОМИНАНИЕ БУБНОВ И ШАМАНОВ В ИСТОРИИ ОХОТЫ НА ВЕДЬМ. 

Под каток охоты на ведьм попал не только Андерс.Также был суд на саамом Ларсом Нильсоном (Sami Lars Nilsson) из Piteå Lappmark, который использовал бубен и деревяные фигурки. Его приговорили к сожжению и сначала сожгли бубен и фигурки. 

Известна история 1688 года, когда Pite Saami, Lars Nilsson пытался оживить своего умершего сына с помощью бубна, используя “методы его предков”. Он был осужден “вместе с деревянными идолами, которых он использовал, и барабаном для гаданий, и принадлежащими ему инструментами”.

Другой суд в финской области саамов был над Айке Айкессон (Aikie Aikiesson) из Kittka в Kemi Lappmark в 1671 с обвинением где фигурировал не только бубен, но и специальное саманское пение joik. Айке был приговорен к казни но умер до исполнения привговора, якобы из-за колдовства. 

Информацию еще об одном бубне мы можем найти у Rendick Andersen из Folldal, который описал бубен Томасу вон Вестен (Thomas von Westen 1723). Вон Вестен зарисовал бубен с описанием. (Skjelmo and Willumsen 2017, 206–10)


 

САМЫЕ РАННИЕ УПОМИНАНИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ О РАБОТЕ СААМСКИХ ШАМАНОВ..

Самым ранним таким упоминанием считается текст “Historia Norvegiæ”. Манускрипт неизвестного автора был обнаружен в 1840 году историком P. A. Munch и вероятно относится к 12 веку. Хотя на тему датировки исследователи спорят до сих пор. 

В манускрипте описывается история христиан, посетивших саамов для торговли. В нем рассказывается, что хозяйка внезапно упала и перестала дышать. Саамы решили, что на нее напала “банда” врагов и сказали, что она скоро поднимется. Затем колдун поднял в воздух нечто подобное решету, которое было заполнено фигурами. (Вероятно был бубен типа “Gievrie”). Колдун танцевал и пел, а потом упал, у него пошла пена из рта, живот распахнулся (?) и он перестал дышать. Затем другой колдун попробовал реанимировать хозяйку с бОльшим успехом. В манускрипте есть описание бубна, где были изображения кита и оленя, а также небеса и лодка с веслами.

«Есть некоторые, которым невежественные массы поклоняются, как если бы они были пророками, поскольку всякий раз, когда их спрашивают, они дают множество предсказаний многим людям через посредство нечистого духа, которого они называют “ганд”, и эти предсказания сбываются. Более того, они поразительным образом притягивают к себе желанные объекты из далеких мест и чудесным образом обнаруживают спрятанные сокровища, даже если они находятся на огромном расстоянии. Однажды, когда христиане, приехавшие торговать, сели за стол с какими-то финнами, их хозяйка вдруг упала вперед и скончалась. В то время как христиане чувствовали серьезную скорбь по поводу финнов, они ничуть не опечалились, но сказали им, что женщина не умерла, а просто ограблена руками ее противников, и что они могут быстро вернуть ее. Тогда маг, расстелив ткань, под которой он мог приготовиться к произнесению заклинаний нечестивого колдуна, поднял в вытянутых руках небольшой сосуд, похожий на решето (видимо это был бубен), украшенный крошечными фигурками китов, запряженных оленей, лыж и даже миниатюрной лодкой с веслами; используя эти средства передвижения, демонический дух [diabolicus gandus] мог путешествовать по высоким сугробам, склонам гор и глубоким озерам. После очень долгого распевания заклинаний и прыжков с этими атрибутами, он, наконец, бросился на землю, весь черный, как негр, и с пеной изо рта, как будто он был сумасшедшим; разорвало его живот, с могучим ревом он в конце концов оставил свою жизнь. Затем они проконсультировались с другим специалистом по магии относительно того, что произошло в каждом случае. Этот человек  выполнил все свои практики подобным же образом, хотя и с другим исходом: хозяйка встала в добром здравии, и тогда он открыл им, что колдун умер следующим образом: его “ганд”, приняв подобие кита быстро мчался через озеро, когда имел несчастье столкнуться с враждебным “гандом”, котрый превратил себя в остроконечные колья; эти колья, спрятанные в глубине озера, проникли в живот отражающего атаку создания, и это проявилось и в смерти колдуна в доме.» (Latinisert  gandus,  Historia Norwegie, truleg 1160-75 (ca. 1500), Noreg)

 

Затем о саамских колдунах мы можем прочитать в работе Олауса Магнуса (Olaus Magnus 1490-1557) “Historia degentibus septentrionalibus” опубликованной в Риме в 1555 году. Магнус описывает как колдун вошел в комнату вместе со своим последователем и его женой, после оплаты за его работу. Работа колдуна  заключалась в выяснении ситуации друзей или врагов, кто были далеко. Колдун бил медную жабу или змею, крутил ее то там, то там на наковальне, бормоча магические формулы. Затем он впал в транс и лежал как мертвый, пока его последователь заботился о нем. Внезапно он снова встал на ноги и смог рассказать о знаках, которые он получил от людей издалека. Возможно жаба или змея в данном тексте это “указатель” а наковальня — бубен.  

В начале 17 века в “Norrigis Bescrifuelse” Педер Клаусон Фриис (Peder Clausøn Friis 1545-1614) написал о том, как  ‘lapfinn’ мог узнавать о происходящем вдалеке. Он сообщил, как мужчина лежал словно мертвый, его лицо было черным и синим. И очнувшись от транса он рассказывал, что там делают люди о которых спрашивали. Но тут нет упоминания о бубне. 

Кстати называется такое «путешествие» – čákŋaleapmi. Или как его называл Ольсен “Ziammelli”.

Далее, уппсальский профессор Йоханесс Шефферус (Johannes Schefferus 1621-1679) написал о саамах в 1673 в “Lapponia”. Он разделил “колдовство” на две основные группы, в которых одна использует инструменты, а другая нет. Магическими инструментами при этом указываются не только бубны, но узлы и магические формулы. Шефферус  пишет о двух типах бубнов: “goabdes”  и “gievrie” и  что бубны саамов в Финнмарке выглядят иначе. Он также указывает, что naejtie (колдун) теряет сознание при использовании бубна.

Исаак Ольсен (Isaac Olsen 1680-1739) вероятно наиболее известный исследователь религии саамов. Он выучил саамский язык и описал то, что он сам видел и слышал среди саамов в период 1703–1715 годов. Его манускрипты “Om Lappernes Vildfarelser og Overtro” (1717) и “Underdanigst Undrettning om Norlandenne” (1718) считаются старейшими полными описаниями по религии саммов. В своих работах он описал как делается и используется бубен типа “goabdes”. Рассказал о духе помощнике  “noaide gazzi”, который во время транса рассказывает шаману выздоровеет ли больной, где найти потерявшихся животных, о том как дух научил шамана появлятся в образе волков и медведей. Так же он сообщил о богах и и специальной еде и питье ( ruhpa­liepmačáhci – “Rupliimzias”), которые шаман должен употребить перед тем как начать работу с бубном. Кроме того он написал раздел в “Nordnorske samlinger” о местах жертвоприношений саамов.  По этим спискам власть и уничтожила эти самые места жертвоприношений. Не удивительно, что в результате у него произошел конфликт  с саамами в Varangersince за раскрытие их тайн. Уникальную рукопись Олсена можно найти в библиотеке Гуннеруса.

Еще один автор Петер Дасс (Petter Dass. Alstahaug, Helgeland) в “Nordlands Trompet” (1739) упоминает саамов как искуссных колдунов. Что они могут отправлять волшебных “мух” ( gand-) к людям и скоту, завязывают три узла развязывая которые один за другим можно получить хороший ветер для плаванья. И как в трансе узнают, что происходит далеко от них.  Эту информацию он получил от знакомых ему саамов. Однако он не упоминает о бубне. 

 

Когда шаман впадал в транс, то бубен клали ему на спину, а его помощники отгоняли от него насекомых и следили, чтобы его никто не потревожил.

 

КАК СТАТЬ НОАЙДИ-ШАМАНОМ.

Кроме прямой передачи от шамана ученику, бывает что духи сами выбирают себе “проводника” в мир людей. Иногда это происходит, когда в роду прекратилась прямая передача знаний от старшего шамана к его последователю. Но видимо, договор между родом и духами остался и тогда они приходят к одному из потомков и требуют “обновить” договор. Кстати я сталкивалась с таким в своей работе. 

Если человек отказывается, то может начаться так называемая шаманская болезнь. Такую историю я знаю от тувинца, который отказывался стать шаманом, но сильно заболел и затем вынужден был принять свой “путь”.  

У саамов видимо были аналогичные истории, потому что у нас есть запись такой истории произошедшей в начале 18 века.  

Жил в Варангере (Varanger)  человек по имени Матиас Мельхерсен ( Mathias Melchersen). Он был женат и умел читать книги. В 1704 году к нему пришли noaidegázzi  – духи-помощники и предложили научить его шаманству, мастерству ноайди (noaidi) – саамского шамана, которое досталось ему по наследству от умерших предков. Потому что он родился и вырос, чтобы получить этот навык. Но он сказал нет, он не хотел учиться этому, даже если он родился и воспитывался десять раз для этого. Кроме того, у него была слабая голова, которая не могла вынести или понять слишком много видов навыков и усилий. Он только что научился читать книги и поэтому не мог обещать научиться шаманству, потому что его голова не могла вынести или усвоить два вида навыков. Поэтому они сказали ему верить только в его книгу, умереть и посмотреть, какую пользу он извлечет из нее. Потому что теперь они собирались мучить и мучить его до смерти за то, что он отказался принять хорошее умение, которое принадлежало его предкам и которое они использовали, чтобы помочь себе и своим семьям в болезнях, несчастных случаях и во всем остальном плохом, и сделать житие и жить долго и счастливо. Человек тотчас же заболел, и noaidegázzi мучили и досаждали ему многими и бесчисленными недугами, пока он не умер от них. 

Исаак Ольсен о саами из Varanger по имени  Melker-Máhtte в  “Om lappernes vildfarelse og overtro» («О заблуждениях и суевериях лопарей», 1716–1717).

 

ДУХ ПОМОЩНИК СААМСКОГО ШАМАНА. 

И пришло время попытаться разобраться, как же работало саамское колдовство. Для этого нам надо рассмотреть термин “ganding, ganning”. 

В средневековых источниках можно найти слово gandr (m.) или gandus (латинизированная форма gandr). Интерпретируется оно, как “посланная душа/дух/сознание”, обычно посылаемая в трансе . Посланная душа/дух/сознание могли выполнять всевозможные поручения, например, получать информацию или побеждать вражеских духов.

Слово гандр изначально (этимология) означало “палка (ударять)”. Связь со значением “посланник духа” в данном случае заключается в том, что посланники духа могли иметь такую ​​”функцию” — ударить.  

Слово gandreið («гандрит», «гандферд») в средние века было названием самого путешествие души. Путешествие могло быть осуществлено с помощью различных видов “летательных аппаратов”, таких как змеи, волки или посохи.

Также таким словом  могли обозначать “колдовские снаряды” — “стрела финна — finnskott”, “trollskott-стрела тролля”, “alvskott-стрела эльфа” и т. д.  

Под этим могло также подразумеваться название некоторых заболеваний, чаще всего в костях или коже, или травмах внутри конечностей животного и человека. 

Это могли быть заколдованные палки, ветки, стрелы, клубки волос, (ганд) hårball- комки шерсти и другие вещи, которыми колдуны, , особенно саамские, могли «стрелять» или посылать за людьми и животными, чтобы поразить их несчастным случаем, болезнью или смертью.

Олаус Магнус (1490–1557) описывает колдовские снаряды, как маленькие свинцовые стрелы. Утверждалось, что саамы и другие могли посылать “ганд” на большие расстояния и даже распространять болезни с северным ветром во Францию, Англию и Данию. 

Согласно источникам саамской религии XVI-XVIII веков, шаманы-ноаиды получили их от большой птицы-духа Вуокко (“Warrehouke” вероятно, от полярной совы).

В северной традиции эту сову нельзя убивать или беспокоить. Но если найти мертвую сову, то надо взять кости ее лапок и их можно использовать, чтобы через них пить воду. Чтобы никакие паразиты из воды не попали в тебя, когда пьешь. 

Считалось, что нападению с помощью таких магических снарядов (Ganding) подвергся во время поездки в Вардё в 1599 году король Дании и Норвегии Кристиан IV. В результате последовали судебные процессы и более 30 саамов были казнены за колдовство.  

Кстати железное кольцо против троллей я купила в Стокгольме. Работает или нет непонятно, ибо тролли живут только в северных странах. А проверять мне как-то не особо хочется. 

Кроме того, «Gandferd» или «gand-reið» был в скандинавские времена называемые «Norrøn» (800-1350)  и в северном норвежском фольклоре, как поездка ведьм (Heks) или oskorei (собрание разношерстных духов) по воздуху. 

«Gandferda» также можно было понимать как бурю призраков, а слово «gandreið» обозначало саму воздушную прогулку. 

Кроме того слово «ганд» использовалось для обозначения заостренного посоха, используемого ведьмами и волшебницами, и было высказано предположение, что гандферден, таким образом, является одним из истоков представления о ведьмах, едущих на своих метлах. 

Могли ли саамы донести до нас традицию сейда, ведь название их духовной жизни noaidevuohta относится к периоду, который называется siida (племенной — tribal). Уж очень много перекликается и с кольцами-жабками указателями судьбы (подобные я видела в северных музеях), и глубокие трансовые состояния в которых пророчествовали вельвы. 

Ноайди, как и вельвы, работали с помощниками. Это женщины šárat – “Shjarak” и мужчины “mearrooaivi”.

Плюс невидимые помощники, которых видит только ноальди. Есть женщины ruđot – “Rudok”, которые издают стонущие звуки и  árja – “Aarja” . И “Noaidegázzi”, которые могли быть предками-родственниками, живущими в саамском “раю” — Sáivu/Bassevárri.

Чтобы связаться с ними обращались к возможному аналогу “фюильги” вельв — птице noaideloddi, рыбе noaideguolli, оленю noaidesarvvis, змее gearpmaš – “guarms”. И весь этот, не побоюсь этого слова коллектив, назывался собирательным термином noaid­des­vuoigŋa “Noides-Woeigni”, духи ноальди. 

Согласно Ольсену также был snoallagázzi – “snola-gadse” — дух отвечавший за сексуальные вопросы, если таковые надо было решать в саамской семье.  

 

УКАЗАТЕЛЬ СУДЬБЫ.

А теперь нам надо поговорить о загадочном “указателе” — “жабке”.

Предмет, на который ссылается, как  “арпа — arpa” Самюэл Реен (Samuele Rheen) описывается им следующим образом «большая связка латунных колец, привязанных к латунной цепи”. 

Также есть описание “На самом барабане, связанные сухожилиями, висят когти и кости всех видов животных, которых они поймали. Медная “лягушка”, которая является их оракулом, вся покрыта кольцами. Когда кто-то быстро бьет двумя- медный молоток с головкой на середине барабана, кольца на лягушке звенят, а когти и кости издают страшный шум» (Niurenius 1905).

Таким образом у нас есть несколько наименований этого загадочного предмета указателя “vuorbi” или bajá:  указатель, лягушка, арпа. И еще одно его название “viejhkie”, которое относится к маленькому кольцу veaiki – “Weiko”, что означает медь. 

Само слово vuorbi в саамском языке несет в себе смысл: судьба, фатум. И происходит от Proto-Samic *vuorpē. Что возможно и отображает само действие пророчества, когда от сотрясания бубна от ударов, этот маленький предмет “прыгал” по поверхности и служил оракулом, указывая на определенную область бубна с рисунком.

Делали эту лягушку” из латуни или кости оленя. Кроме того таким указателем вероятно мог служить маленький камень из белого кварцита, как показала находка из Вистен (Visten Gievrie, 1997).

Возможно особо сильные шаманы могли работать с этим “перстом судьбы” и без бубна. Так в случае саамом Кобдаск Пал (Kobdask Pahl), он взял крышку бочонка и перевернул плоской стороной вверх. затем он снял с пояса кольцо и надел на эту крышку. Он бил по крышке ножом, как молтом, пока не упал, потеряв сознание, в течении получаса. (Graan 1899, 60). 

Возможно металлические кольца вызывали дополнительный звуковой эффект для погружения в транс шамана и его клиентов и могли использоваться разными способами. И, собственно, колотушка-арба с кольцами известна и у тувинских шаманов. 

В любом случае этот артефакт, с моей точки зрения, был сугубо индивидуальным, как и бубен и рисунки на нем. Они отображали те силы и пространства, к которым обращался шаман в своей работе. 

Инструменты к бубну носились в специальном мешочке, который делался из кожи водоплавающей птицы (гагары). Любопытно, что мешочек для сакральных предметов из кожи водоплавающей птицы, также был и у викинговских вельв.

Рисунки на бубне наносились краской сделанной из коры ольхи, которую предварительно жевали. Рисунки могли смывать и наносить новые в зависимости от необходимой работы. Дерево для каркаса также выбиралось очень тщательно ибо оно должно было расти в особенном месте и быть «закрученным» посолонь. 

 

БЫЛА ЛИ ОСОБАЯ СХЕМА ДЛЯ УДАРОВ ПО БУБНУ ВО ВРЕМЯ ШАМАНСКОГО СЕАНСА.

Чтобы ответить на этот вопрос было проведено исследование поверхности бубнов из музея в Стокгольме. Однако никакой схемы, по которой бы расположены «потертости» от ударов колотушкой-  не выявлены. В этом вы можете убедиться сами, посмотрев на рисунки с указанием  «повреждений» на поверхности бубнов из стокгольмского музея. 

 

 

ШАМАНСКИЙ БУБЕН КАК ЗВЕЗДНАЯ КАРТА. 

Существует версия, что бубны также были картой. Есть попытка соотнести изображения на бубнах с созвездиями, но пока подтверждения этому не нет. 

А вот как некая карта местности, вероятно. Как утверждал  Олоф Сюльссон, шериф графства Vapsten в 1688 году, который  “был достаточно смел, чтобы оправдать лапландцев тем, что они не много значат со своими бубнами, но что они были для них как компас в диких лесах”.

С моей субьективной точки зрения рисунок на бубне это скорее личная карта тех пространств и обитающих там «существ», куда отправлялся шаман. Тех мест в которых он побывал в своем «путешествии» и куда отправляется вновь и вновь, чтобы помочь своим соплеменникам выжить в суровых условиях Севера. Обращаю ваше внимание еще раз — шаман прежде всего работал на улучшение и поддержание благополучия своего племени, а не себя лично. Удачная охота, здоровье, как дела у тех кто находится в далеке, где найти потерянное, какие и каким богам надо принести жертвы — это его основные задачи, под это формировалась традиция. 

Теперь вы в курсе каким был на самом деле северный шаманизм саамов около 400 лет назад в его исходном виде. Но традиция утеряна с христианизацией. И уже давно никто не впадает в транс и не отправляется в путешествие, чтобы узнать волю богов или что происходит с людьми в дальних местах. Для этого есть современные гаджеты — ну для того, чтобы контактировать на расстоянии. С богами не знаю, тут у каждого своя личная история.

А использовать или нет тонкоплановых помощников и для чего —  стоит ли? Ведь они ох какие требовательные и голодные бывают.  Потом не бросишь и в роду «контракт» останется. А согласны ли ваши потомки продолжать ваш контракт и как это скажется на их жизни — кто может сейчас предположить? У меня ответов на общие вопросы нет. Тут всегда все индивидуально и по законам и правилам.

Надеюсь моя работа была вам полезна и интересна. 

Copyright©ЭжениМакКвин2023

 

Литература: 

-Anders Poulsen—Sámi Shaman Accused of Witchcraft, 1692 Liv Helene Willumsen.  DOI: 10.1080/0015587X.2019.1690243 

-Recently Discovered Gievrie (South- Saami Shaman Drums) – Contexts, Meanings and Narratives. Birgitta Berglund 2005, Acta Borealia: A Nordic Journal of Circumpolar Societies https://doi.org/10.1080/08003830500327689

-Aage Solbakk. Samy mythology and folk medicine. 

-What Influence Do the Old Sámi Noaidi Drums from Lapland Play in the Construction of New Shaman Drums by Sámi Persons Today?Francis Joy

Eldar Heide. Gand, seid og åndevind. Doctoral thesis, 2006.

-The Saami Shaman Drum 1991 OCR.Edited by Tore Ahlback&Jan Bergman:

  • Rolf Kristoffersson. The Sound Picture of the Saami Shamanic Drum
  • Ake Hultkrantz. The Drum in Shamanism. Some Reflections.
  • Hakan Rydving. The Saami Drums and the Religious Encounte in the 17th and 18th Centuries.

 

Коридор затмений 14-28 октября 2023. Рекомендации к практикам.

Изгнание демонов и богов, как причине болезней в Аюрведе.

Иньский феншуй. Влияние предков на потомков.

Древняя магия дверных ручек. 

Камни исполняющие желания и ведьмовские камни.

Фараон Менкаура и богиня Маат. 

Что мешает достигать желаемого. 

Медитация. Это должна знать каждая. 

Дневники ведьмы. Удивительные истории из жизни женщин магов.

 

Добавить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.