Реальная история праздника Покрова.

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный,

 Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.

Величание в праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

 

“В Киево-Печерской Лавре ежесубботно читается на заутрени акафист Божией Матери и после него длинная-предлинная молитва, в которой воздается хвала Пречистой за то, что Она избавила Свой царствующий град от нашествия нечестивых язычников и потопила их в волнах Черного моря с их кораблями и их мерзким каганом, другом бесов и сыном погибели. На кого составлена была греками и читается русскими эта молитва? На наших предков, когда они были язычниками и обложили Константинополь в IХ веке! Не с ними, значит, душа и молитва русского духовенства и народа, а с православными чужестранцами, нашими отцами по вере”. Архиепископ Антоний (Храповицкий), 1916 г.

 

Христианский праздник покрова стал отмечаться на Руси, как минимум, с 12 века. Но его официальные корни идут из события, произошедшего в Византии намного ранее. Хотя в церковных Великих Четьих Минеях нет точного указания на время события, но, согласно описанию Дмитрия Ростовского (17 век), это чудо произошло в правление Льва Мудрого (866-911). Но если брать за основу датировку из Брюссельской хроники, то чудо произошло в 860 году и при Михаиле III. 

Во время осады Константинополя в момент, когда враги уже почти одолели крепостные стены, люди собрались молиться о спасении в храме в Влахернской церкви. Это было 1 октября. И в четвертом часу ночи во время всенощного бдения Андрей Юродивый увидел Богородицу, которая сняла с себя омфор (покров) и держала его над людьми. И сиял он светом небесным.

Враги отступили и люди посчитали, что это помощь Богородицы спасла город. Вот такое красивое предание о церковном чуде в основе праздника Покрова.

Но! Существует несколько версий происходившего.

Другая версия гласит, что покров Богородицы был опущен в воду в заливе, после чего поднялась буря и корабли русов были затоплены.

В поздних описаниях считается, что на Константинополь напали сарацины, но у многих ученых есть немало вопросов так ли это было.

И все же, византийские летописи говорят нам о русичах. А указание сарацинов, скорее всего было уже идеологическим ходом последующих правителей и попыткой переписать историю. Ведь та жестокость, которой отличались славяне-русичи пугала всю Европу. Патриарх Фотий во второй гомилии “На нашествие росов” так описывал нашествие и ужасы нападения росов:

“Можно было видеть младенцев, отторгаемых ими от сосцов и молока, а заодно и от жизни, и их бесхитростный гроб — о горе! — скалы, о которые они разбивались; матерей, рыдающих от горя и закалываемых рядом с новорожденными, судорожно испускающими последний вздох… не только человеческую природу настигло их зверство, но и всех бессловесных животных, быков, лошадей, птиц и прочих, попавшихся на пути, пронзала свирепость их; бык лежал рядом с человеком, и дитя и лошадь имели могилу под одной крышей, и женщины и птицы обагрялись кровью друг друга”.

Клад. 6 век. Коллекция КИМ. Украина.

Когда наступает период “дружбы и любви” с Константинополем, все “темные” пятна были вычеркнуты из летописей. А затем и вовсе уничтожены идеологами Российской империи под правлением Петра I и Екатерины II. Переписали многое, в том числе и те события, что стояли в основании праздника Покрова и случившиеся в Константинополе. 

Но константинопольская хроника нам может рассказать все еще многое. В частности о том, что набеги славянских племен на Византию начались намного раньше. С позиции археологических находок, одно из таких подтверждений хранится в киевском историческом музее. Это чаша и ложечка для причастия, найденная в кладе 6го века. Видимо она была привезена как военная добыча из Царьграда одним из русичей задолго до первого, зафиксированного в документах, военного похода. А таких походов-набегов было немало.

Их официальное летописное начало, как раз и можно отнести к походу в 860 (861) году.

Как сообщает нам т.н. “Брюссельская хроника”  царствования византийских императоров, датируя поход русов 18 июня 860 года:

“Михаил, сын Феофила [правил] со своею матерью Феодорой четыре года и один — десять лет, и с Василием — один год и четыре месяца. В его царствование 18 июня в 8-й индикт, в лето 6368, на 5-м году его правления пришли Росы на двухстах кораблях, которые предстательством всеславнейшей Богородицы были повержены христианами, полностью побеждены и уничтожены”  

Эта запись уверенно выводит Киевскую Русь на историческую летописную арену. Вполне возможно, что этот поход возглавлял тот самый князь Киева варяг Аскольд. Ведь древний летописец называл их не только росами, но и Normannorum gentes.

Ничего удивительного если знать, что путь в Византию для северян в то время шел через земли современной Украины. А раскопки показывают, что они не только путешествовали через эти земли, но и оставались тут навсегда, оставляя потомство и становясь неотъемлемою частью истории и генетики народа этой земли. Как затем и князья Рюриковичи не смогли пройти мимо этих удивительно прекрасных земель.pokrova-bogorodicyxvii-ukraina

Вот и получается, что норманы и росы вместе напали на 200 кораблях, «которые предстательством всеславнейшей Богородицы были повержены, полностью побеждены и уничтожены».

По другой версии это произошло в 910-930 годах при нападении на Царьград князя Олега.

Может Покров Богородицы спас христиан византийцев от язычников россов и норманов? А впоследствии стал символом праздника в русских землях? Ох уж эта госпожа История, любительница подшутить.

Интересный момент, что англоязычная вики, как и другие англоязычные сайты, сообщает напрямую, что Покров спас Византию от языческой армии руссов. И никаких сарацинов!

Правда дата похода указанная византийскими хрониками 18 июня, не совпадает с датой празднования 1 октября. Но когда кто мешал в угоду политике в двенадцатом или семнадцатом веке перенести даты и подкорректировать участников события ради идеологии и политики, как это многократно происходило и происходит до сих пор?

Например, князь Андрей Боголюбский, который считается основателем празднования Покрова в Руси, имел для подтасовки достаточно поводов. По мнению некоторых исследователей, он пытался выйти из-под влияния Византии. Даже в 1151 году хотел разделить церковь Руси на две метрополии, запросив константинопольского патриарха дать его вотчине городу Владимиру метрополию, независимую от Киева. Получив отказ от гордого Царьграда, почему бы не отомстить Византии и ненавистному ему Киеву русов злой шуткой? Ведь историю делают люди и их чувства и желания.

Кроме того, местной церкви было выгодно создать христианский праздник, который сможет заместить языческий ритуал середины осени и перехода от тепла к холоду.  Поэтому объяснялка о том, видение защитного Покрова Богородицы произошло именно 1 октября, могла быть создана и  намного позже самих событий в византийском храме. Ведь иногда самые невероятные версии и оказываются истинными.

Андрей Боголюбский  основал и самый древний, а возможно и первый на Руси храм Покрова на Нерли датируемый сегодня учеными 1150-1190 г.г. Он был построен в ознаменование заступничества Богородицы через ее Владимирскую икону во время похода против волжских булгар в 1164 году.

Сама икона, была написана по преданию святым евангелистом Лукой на доске стола, за которым в юности обедал Спаситель со своей матерью и Иосифом. И увидев ее Богоматерь произнесла “Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя да будет с сей иконой!”. И, изначально, эта святыня была забрана Боголюбским в 1155 году из Вышгородского монастыря под Киевом, где он не захотел княжить.

Также древнейшие  изображения «Покрова» мы можем найти в Суздале на воротах Рождественского собора (13 в.) и в Пскове в Снетогорском монастыре (1313). Богородицкая церковь в Зверинце была построена и освящена в честь Покрова и монастырь стал называться Зверин-Покровский.

То есть в 13-14 веке праздник Покрова уже был включен в православную традицию на Руси.

У византийской церкви же есть своя версия, что праздник Покрова в Греческой Церкви был установлен 1 октября в память о святом Романе Сладкопевце, предполагаемом авторе акафиста Пресвятой Богородице. Событие, в честь которого установлено празднование, произошло в 518 году. Намного раньше легенды о нападении язычников руссов.

Сегодня с наибольшим размахом и почитанием Покрова празднуется в  Украине. Еще казаки Запорожской Сечи считали Матушку Богородицу их главной защитницей  и поэтому часто отдавали часть своей военной добычи на постройку храмов в честь нее. И память об этом никуда не исчезла. Ведь культ Богородицы и праздников в ее честь был, да и остался основным в верованиях простого народа. Возможно это память о культе древней Богини Покровительницы еще дохристианских времен.  Память о временах, когда женщина была не подчиненным патриархату бессловесным созданием, но воительницей, защитницей и богатыркой. Для меня это отголоски народной памяти о временах амазонок и сарматок. Хотя и сейчас украинских женщин нельзя назвать слабыми и беззащитными. История этих земель и генетическое наследство всегда дают о себе знать. И культ Великой Богини дает себя знать через века. Ведь законы номогенеза никто не отменял.

Подведем итог. У нас есть несколько версии как появилось Покрова:

-по инициативе Андрея Боголюбского в честь защиты Владимирской иконой Богоматери;

-в память автора акафиста Богородице;IMG_5375

-в память о видении блаженного Андрея и чудесном спасении византийцев от язычников руссов и норманнов ( или сарационов);

И конечно же сама главная версия, что это праздник созданный  адептами христианской религии, дабы «закрыть» более древний языческий праздник, ритуал перехода от тепла к холоду, праздник завершения полевых работ, начало женских посиделок связанных с рукоделием и изготовлением пряжи и ткачеством. Время женской магии Богини Пряхи, сплетающей нити судьбы влюбленных. Ведь именно в Покрова начиналось время свадеб длилось до Дмитриева дня, когда зима уже полностью вступит в свои права. А те, кто не обрел спутника, могут воспользоваться древними ритуалами Покрова.

Но об этом в другой статье «Магия и ритуалы древнего праздника Покрова».

 Эжени МакКвин ©2016

 

Самая древняя Галицкая икона Покрова. 

Магия и ритуалы британского Самхейна

Магия и ритуалы древнего  праздника Покрова

12 заповетных пятниц Параскевы Пятницы

Празднование пятницы “Мати божей купальницы”

Тотемная магия защиты славян.

Русалии. Праздник зеленых духов.

Майское и Иваново дерево славянской традиции.

Женские места силы Украины

Женские места силы Киева. Тайны Софиевского Собора

Красная нить – славянский оберег. 

Секс в средневековой Руси.

Когда на самом деле отмечали новый год в Киевской Руси.

 

Поделиться интересной статьей в соцсетях

 

Один коментарий

Добавить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.