14 марта. Овдюшки, Евдоха, Жрица Огня и славянский Новый Год.

Как я уже неоднократно упоминала, славяне до прихода из византии христианства, начинали новогодний цикл в марте.

И если мы посмотрим за пределы сдвига на две недели в 20 веке, то окажется что на 1 марта по старому стилю приходился как раз праздник Овдюшки или Явдоха. Это  14 марта по современному календарю.

Официально по церковному исчислению этот день посвящен Авдотье Весно́вке.

Этот персонаж и день церковного воспоминания, происходит в память о святой Евдокии Илиопольской.

Интересно, что восточные славяне считали, что святая Евдокия “заведует весной и хранит ключи от весенних вод”, а сам  праздник относился к женским.

Образ язычницы, жившей во 2 веке, которая по легендам обладала способностью воскрешать мертвых, слился с древним языческим праздником воскрешения природы от зимнего сна и видимо “закрыл” древнюю языческую богиню славян.

Какую же Богиню мы увидим, если  внимательнее посмотрим на Евдоху, открывающую весенние воды ключами?

Моржану-Морену-Мару, которую сжигают или кидают в воду, божество смерти, богиню зимнего сезона, возможно изначально демоницу глубоких, холодных вод? Животворную Ладу или Джеванну? Гадзиню-Охранительниу или Дюндю западных славян?

Скорее всего, с моей точки зрения, это была богиня прежде всего ПЕРЕХОДА из зимы в весну,  от смерти к жизни.

Ведь не зря этот день также открывал календарный цикл поминальных дней предков, чтобы закрыться затем осенними. В древнем сознании удача и хорошая жизнь тесно связывалась с покровительством и помощью предков. Они подавали богатый урожай своим потомкам и помогали им выжить в нелегких условиях.

Не исключено, что в этот день в далекие времена, кидали в воду не куклу, а женщину. Посланницу в Ирий к предкам, чтобы она оттуда выкликала Весну с птицами перелетными.

И тогда становится понятным обряд  “гуканье весны” с песнями “веснянками” и выпеканием “жаворонков”.

Гэй вясна, гэй красна,

Што ты нам вынесла?

Ці сала кусочак?

Ці масла брусочак?

Ці па яечку?

Ці па піражэчку?

Гэй, вясна, гэй красна,

Закідай сані

Ды едзь калёсамі.

Как любой новогодний праздник, это день сопровождался гаданиями, сохранившимися в виде народных примет.

-Яка Явдоха, таке й літо.

-На Авдотью снег,  к урожаю.

-На Евдокию теплый ветер — лето мокрое, сиверко — холодное.

-Евдокия красна, и весна красна.

-Если курочка на Евдокию напьётся, то овечка на Егория наестся.

-На Плющиху погоже — все лето погоже.

По четырем дням Явдохи гадали. Каждый день показывал, какими будут весна, лето, осень и зима. По нашему современному календарю, это 14, 15, 16, 17 марта.

В первый день года старались не использовать белый цвет. Украшали дома и себя красным, который символизирует жизнь. До нас дошли такие ритуалы, среди которых и красная мартовская нить.

Таким образом можно предположить, что у разных племен славян новый год открывался:

-поминовением предков,

-отправкой посланницы в Ирий,

-закликанием весны и птиц, которые несут ее на крыльях,

-выпеканием обрядовых фигурных печенек,

-украшением в красные цвета дома и себя,

-создание нитей оберегов, приносящих здоровье и удачу в новом году,

-гаданием на то, каким будет урожай и погода в течении следующего календарного цикла.

И в заключение, хочу привести один очень интересный обычай, сохранившийся в Польше, когда в поливальный понедельник по домам ходит Слюда Баба нарядившись в тряпье и измазавшись сажей, требует даров.

По преданию в Lednica Górna, рядом с Краковом в Польше, в окрестностях города Величко, когда-то был языческий храм богини. Находился он в священной роще на склонах теперь называемых Kopcowa Góra. И звали ее то ли Леда, то ли Лада, то ли Леля. Предполагают, что Siuda Baba это отголосок древнего имени ее служительницы. 

Жрица, следившая за огнем в святилище не должна была ни мыться ни расчесываться. Таков был обет. И выглядела она соотвествующе. Вся в пепле от священного огня, немытые космы и грязная, рванная одежда. 

Но весной она выходила к людям и шла по домам в поиске преемницы. Девушки могли откупиться щедрыми дарами и хранительница огня оставалась на новый срок, продолжая держать обет.  

Но те, кто не мог одарить жрицу или хотел сменить ее, вместо вручения подношения, занимали ее место в храме. По крайней мере так объясняют некоторые этнографы происхождение  этого обычая.

 

Оригинал

Siuda, ruda popielata

Z batem lata.

Siuda, ruda popielata

Co kominy wymiata.

Перевод с польского

Сюда-баба, рыжая пепельная

С плёткой носится.

Сюда-баба, рыжая пепельная

Что печные трубы выметает.

 

Рыжая жрица? Жрица богини Огня, который выметает старый пепел? В поливальный понедельник, когда водой очищаются от зимней скверны? 

Мне почему-то сразу вспоминаются огненные кресты богини Мары

В той местности протекает река  Miodówka.С одной стороны это современное название маленького насекомого вредительницы груш, но и однокоренное со словом мед.  А название места Lednica Górna вам ничего не напоминает? Хотя официально слово Ледница связывают с понятием “земля после сбора урожая, парная земля”, а горна “высокая, холм” , но как заманчиво назвать это место ледяной высотой. Чем не место жительства богини Зимы. 

А мед связан с миром предков и тризной. Так какой же на самом деле тут был храм и кто были его рыжеволосые жрицы, хранительницы огня?

Это можно узнать только приехав сюда и попробовать разгадать эту тайну. А может и получить благословение от Сюда Бабы, когда она намажет вам лицо сажей, от давно забытого священного огня, чтобы принести вам удачу и благополучие. 

Зная, что многие праздники единого цикла, христианство разнесло во времени, можно предположить, что Остара, Моржана, Мара это все единые облики Богини перехода от Зимы-смерти и Весне-Жизни, которую в традиции Авалона зовут Новала Огня.

Ее облик можно разглядеть в стаях птиц, возвращающихся из Ирия весной в свои дома у славян и услышать в рыке проснувшейся медведицы Артхи древних греков. Она хранит священный огонь предков и владеет ключами от весенних вод. Она меняет свой облик и имя от народа к народу, путешествуя из одного времени в другое. Но в любой традиции ей есть место. А в христианской она стала Явдохой, забыв свое древнее имя.      

Copyrigh©ЭжениМакКвин2018

 

 

Литература:

Максимович М.А. Дни и месяцы украинского селянина.

Мартеница. Mărţişor. Μαρτ’ς. Verore.  Материалы Круглого стола 25 марта 2008 года. — М., 2009.

Праздники и обряды польского народа. 2008

Н. Бережков. Хронология русского летописания.

Lamus Dworski. Siuda Baba. How a tale about a ‘pagan’ Slavic Priestess survived in Polish folklore.

Οικονο μό πουλος 1999

 

Славянский оберег – мартовская нить. 

Богиня Зоря в украинской мифологии.

Огненные кресты богини Мары. 

Древние боги украинских земель.

Когда отмечали новый год в средневековой Европе и Киевской Руси.

Сексуальные традиции в средневековой Руси. 

Магия 8 богинь колеса года.

Трипольский храм Богини в Небеливке.

Женские места силы Украины.

Места силы. Тайны Софиевского собора. 

Лунные женские практики

Дневники ведьмы

 

Поделиться в соцсетях 

 

Добавить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.