Чай для императрицы.

IMG_9590Что же такое императорский чай и как его отличить в этом многообразии цветов и оттенков чайного букета?
Свою официальную историю императорские чаи начинают с Танской эпохи. Тогда из Чжэньцзяна, провинция Фуцзян, к императорскому столу стали поставлять чай. И именно в этот период был введен налог на чай и начали свою историю чайные императорские сады, в которых работало до 10 000 человек, а также была введена должность чиновника, ведавшего чайной управой и отвечавшего за поставки чая к императорскому двору.
В 756-762 годах для императора Сяо Цзуна из Чан Чжоу И Сина (современная провинция Цзянь Су) доставляли исинский чай, один из лучших. Император использовал этот чай в магических ритуалах поминовения духов предков.
Этот чай собирали сразу по окончании весны, когда чайные почки «воробьиных язычков» раскрывались и появлялись первые листочки. После сбора делали чай и тут же посылали гонцов, которые днем и ночью везли его в столицу Ча Нань.
Чиновник Ли Цзи У, в годы правления Танского Сянь Цзуна, в 813 г. писал о том, как собирали чай мэн дин ча:
«На горе Мэн Шань на юге уезда каждый год собирают самый лучший императорский чай. Перед Цин Мин выбирается специальный счастливый день, совершается ритуальное омовение и очищение, возжигаются благовония.
В церемониальных одеждах поднимаются на гору и просят монахов из монастыря, который находится на горе, совершить обряд открытия плантации.
После того как делаются приношения и поклонения горе, собирается 360 листочков, по количеству дней в календаре, обжигаются, прожариваются. Чай помещают в серебряный сосуд и посылают в столицу для императора».
Этот чай сейчас называется Мэн Дин Хуан Я, «Желтые почки с горы Мэн Дин Шань». Его производят до сих пор, и это один из самых удивительных чаев в моей коллекции, дающий потрясающий золотистый цвет настоя и удивительный тонкий, прозрачно-медовый вкус. «Одновременно на горе Мэн Шань на пиках Пик Высшей Чистоты, Сладкой Росы, Нефритовой Девы, Источника Лин Цзяо Фэн собирают разные виды чая, из которого делают прессованный чай Кэ Цзя Ча, Чай с Зернышками. Он помещается в 18 серебряных бутылок и тоже посылается в качестве императорского чая в столицу».
В эпоху Сун, в период правления Тай Цзуна, императорский чайный сад был в Цзянь Ани, в провинции Фу Цзянь, на горе Фэн Хуань Шань. Северная плантация находилась к востоку от Цзян Ани на 30 ли. От Гуань Пина и выше был внутренний сад, а ниже Гуань Кэна был внешний сад. Сады Цзю О, Шэр Пан, Сяо Пу Чжу, Чжан Кэн, Си Ди были запретными садами. Чай, который там рождался, был самым лучшим и предназначался только для императорской семьи.
В Северном саду чай собирали следующим образом. Перед сезоном Цзин Чжэ, «пробуждением насекомых», выбирали день с благоприятной энергией, максимально подходящей для сбора чая, и открывали сад.
Начинали на рассвете, до восхода солнца, когда толстые и румяные почки полны внутренних сил и готовы к раскрытию.
Собирались чиновники и чаеводы около горы Фэн Хуань Шань, били в барабаны и гонги и начинали сбор.
Почку отрывали с помощью ногтя, а не подушечкой пальца, чтобы пот и энергия ци (энергия человека, который собирает чай) не загрязнили лист. Каждый листочек после сбора промывали в проточной воде с тем, чтобы сохранить его чистоту.
Чайные рабочие должны были сосредоточенно отбирать только самые лучшие почки с белым соединением и темным пояском, маленькие, как иголочки.
Для того чтобы сделать снежно-белый чай, листья промывались в 16 водах.
В день самый лучший сборщик мог сделать только один чайный комок «дракона» и «феникса». Потому что после того, как проходила вода, чай должен был высохнуть.
Затем чай просеивали через сита, промывали, сушили и промывали снова.
Воду брали только из источника Фэн Хуан Цюань, Фениксового Источника. Он также называется Лун Тэн Цюань или Мин Юй Цюань. Эта вода считалась особо сладкой и чистой.
К процессу прожарки чая были еще более строгие требования. После сортировки, в зависимости от вида, чай помещали в разную посуду и с подходящей температурой прожаривали. Чэнь Ди Жу Минской эпохи в тексте Ча Дун Бу, «Дополнение к Чайному Пониманию», написал: «Чай прожаривается или просушивается на бамбуковых ситах, сверху набрасываются листья. Огонь отделен от чая на расстояние нескольких чши, тогда от него идет тепло, а не горячий жар. И питается цвет, запах и вкус этого чая. Так прогревают его или 6, или 8 суток. Самое долгое прогревание – от 10 до 15 суток. Когда чай впитает достаточное количество энергии огня, проверяли, какой будет его цвет, а потом помещали в плотно закрытую комнату и обвевали веерами с тем, чтобы он приобрел естественный блеск».
Требования к качеству инструментов при работе с чаем были настолько высоки, что значение имел даже цвет веера, которым обвевали чай.
Готовый чай помещали в золотые, серебряные, бронзовые или оловянные сосуды и доставляли во дворец императора.

Эжени МакКвин (с) 2008 для журнала «Лунный Календарь»

 

Истоки возникновения чайных школ

Тайна чайной символики

Чайный мешочек для денежной жабки

Как правильно пить чай в Новый год

Чай омоложения Те Гуаньинь

Пуэр. Чай женского здоровья

Английская чайная церемония

Секрет чайника для чайной церемонии

Чай и буддизм

Классификация чая

Загадка чайного дерева

 

Поделиться в соцсетях