Созвездие Дева. Мифология и влияние.

 

 

Созвездие Дева известно с давних времен. Давайте попробуем посмотреть на те смыслы и значения, которые она отражала на протяжении тысячелетий. 

ЭТИМОЛОГИЯ.

Cлово virgo в переводе с латыни означает девственница.

Согласно Ernest Klein, Comprehensive Etymological Dictionary: 

  • “вероятно, связано с virga, “молодой побег, веточка”, virgate”. Virgate (в форме жезла или стержня, также ранняя английская мера площади земли), от латинского virgatus, «сделанный из веток», от virgo, ‘прутик, прутик, стержень’ неопределенного происхождения. Возможно, оно означает wiz-ga, от индоевропейской основы *weis-, “поворачивать, скручивать”, откуда также древнеанглийское weoxian, “вытирать”.  Индоевропейская основа weis- дает в качестве производных: венчик, от староанглийского weoxian, “вытирать”, “быстрый взмах, размашистое движение” (венчиком или щеткой), “приспособление для взбивания яиц” и т.д.»

Кроме того, по мнению Кляйна, среднелатинское слово vitula, возможно, является обратным образованием от латинского vitulari, «ликовать, радоваться», что, вероятно, означает vi-tulari и первоначально означало «возвысить голос в радости», от *vi, восклицание радости (ср. греческое euoi) + tulo, вторичная форма tollo, «я поднимаю». Vitula происходит от индоевропейского корня *wet-² «Год». Первоначальное значение возможно было «годовалый».

Производные:

  • wether (кастрированный баран), вожак, ветеран, заядлый (от латинского vetus, старый < «многолетний»),
  • ветеринарный (от латинского veternus, вьючных животных, крупного рогатого скота — возможно, главным образом старого скота), этезианский. (происходит ежегодно, используется при преобладающих северных летних ветрах Средиземноморья, от греческого этос — год),
  • телятина (мясо теленка, от латинского vitellus, уменьшительного от vitulus, «теленок»), пергамент (пергамент из телячьей кожи) ), vitellus (яичный желток), от латинского vitulus, теленок, годовалый.
  • Vellum 

Слово виолончель (violin), также происходит от vitula. Возможно потому, что изначально для струн могли использовать кишки скота.  

Исидор Севильский  пишет следующим образом:

  • «Ту, кого ныне называют женщиной (femina), в древности называли vira; … так же и женщина (vira) от мужчины (vir). Некоторые люди считают, что слово «девственница» (virgo) происходит от слова «vira». «Героическая дева» (virago) называется так потому, что она «действует как мужчина» (vir + agere), то есть участвует в деятельности мужчин и полна мужской силы. Древние называли этим именем сильных женщин. Однако девственницу нельзя правильно назвать героической девушкой, если она не выполняет мужскую задачу. Но если женщина совершает мужественные поступки, то ее правильно называют героической девушкой, как Амазонку»
  • «Термин «девственность» (virgo) происходит от «более зеленого (viridior) возраста», точно так же, как слова «росток» (virga) и «теленок» (vitula). В противном случае оно происходит от отсутствия искажения (развращения), как если бы слово образовалось от «героической девушки», потому что она не знает женского желания» 
  • «Тельцы (vitulus) и телки (vitula) названы по их зелености (viriditas), то есть их зеленому (т. е. «vigorous-бодрому») возрасту, как и девица (virgo). Телка, следовательно, мала и еще не произвела молодняка, ибо после того, как ее пустили на разведение, ее называют iuvenca или коровой».

Этимология Исидора Севильского, The Etymologies of Isidore of Seville VII век нашей эры.

 

СОЗВЕЗДИЕ ДЕВА В МЕСОПОТАМИИ, 

Записи о зодиакальных созвездиях в Месопотамии появляются уже во II тысячелетии до н.э. Где важнейшим источником о небесных знаниях Междуречья являются таблички с текстом, который называется  «Энума Ану Энлиль».

Источником наших знаний о звездах являются тексты MULAPIN, списки звезд ZIQPU, тексты о восхождении звезд и астрологические дневники-записи.

Большинство этих табличек дошло до нас в новоассирийских копиях. Однако ученые считают, что  упоминаемые в них созвездия были уже хорошо известны во второй половине II тысячелетии до н.э. 

Повяление зодиака можно датировать приблизительно тем же временем. В табличках MUL.APIN (I iv 31–37) содержится следующее определение зодиака и его 18 созвездий:

Божества, которые стоят на пути Луны, через пределы которых Луна в течение месяца проходит и которых она касается: Звезды (Плеяды), Небесный Бык, Праведный Пастух Ану, Старик, Посох, Великие Близнецы, Краб, Лев, Борозда, Весы, Скорпион, Пабилсаг, Коза-Рыба, Великан, Хвосты, Ласточка, Ануниту и Наемник.

Созвездие Дева здесь обозначается как «mulab.sin2» -«Борозда»

Кроме того упоминания Девы мы можем найти среди раппортов и отчетов о наблюдениях за ночным небом. Например :

«Этой ночью гало окружало Луну, Борозда (= Дева) и Эруа 16 стояли в нем». 

«Венера (скоро) достигнет Борозды (= Дева)«. 

Так же есть записи о затмениях в различных созвездиях. Они начинаются с «Если Луна затмилась в пределах созвездия…» А далее указывается созвездие. И серди них есть упоминание о затмении Луны в созвездии Борозда (Дева). 

В табличках MUL.APIN проводится определение «пути» Луны, Солнца и других планет.

“Солнце проходит [тот же] путь, что и Луна проходит. Юпитер проходит [тот же] путь, что и Луна проходит. Венера проходит [тот же] путь, что и Луна проходит. Марс проходит [тот же] путь, что и Луна проходит. Меркурий проходит [тот же] путь, что и Луна проходит. Сатурн проходит [тот же] путь, что и Луна проходит. В совокупности 6 богов, у которых [наблюдаются] те же положения [что у Луны], они касаются [тех же] звезд небесных, изменяя свои положения”

 

Отсчитывая от Плеяд, Дева находится на девятом месте и отдельное созвездие от Весов для Месопотамии.

Борозда это шумерское название. Аккадское название Колос. 

Из древних богинь Ближнего Востока созвездие связано с богиней Шала (Shala), которая отвечала за погоду и урожай. Зерно представляло vtnfabpbxtcrbq результат ее союза с супругом богом Ададом\Адада.

Обычно Шалу изображали обнаженной и связывали с дождем, молнией и птицами. Возможно ее украшением была радуга. Она могла стоять на спине быка или льве-драконе, который вез колесницу ее супруга Адада.

Шала была богиней хурритского происхождения и ее имя имело значение «дочка».

 

 

В гимне богу бури Ишкура в Каркаре, é-u4-gal-gal(-la) «Дом Великих Бурь», который возглавлял местный пантеон, есть такие строки:

«Дом Ишкура, твой перед (это ) изобилие, твоя «спина (это) роскошь / Твое основание (это) бычок,…». Далее текст поврежден, а затем читается: «Священная борозда, Святая борозда, сосок небес (посылающий) дождь для позднего ячменя» (Sjöberg and Bergamann 1969, стр. 36, Temple Hymn 27: строки 328–32; 116–17). ).

Здесь Шала описывается конкретно как грудь, дающая дождь.

В сирийской глиптике второй четверти второго тысячелетия до н.э. Шала часто изображалась, как женщина поднявшая платье, аналогично ее анатолийскому образу. На ее шее может быть полумесяц, который соотносится с богом луны Сином, рогами молодого бычка, дождем и вероятно радугой. Когда она снимает свою накидку, оставаясь обнаженной, то идет дождь. Она может быть богиней милосердия и деторождения. 

Среди теофорных имен есть Шимат-Шала, то есть судьба назначенная Шалой. 

С ней ассоциировалась звезда Šer’u (Борозда) из созвездия Дева, Изображение как женщины несущей колос присуствует в селевкидский период (312 г. до н.э). 

На пограничных камнях «кудурру» мы найдем ее виде изображения «колоса.» 

 

Kassite Kudurru. Пограничный камень из Суз (Susa). Лувр. SB22, photo.

Однако надо учитывать, что не все современное созвездие соотносилось с этой богиней, а только его восточная часть (Гиппарх). Западная половина созвездия изображалась как ветка финиковой пальмы и ассоциировалась с богиней Эруя, впоследствии Сарпанит. 

А также что у нас есть MUL.APIN «звездная культура», которая соотносится со II тысячелетием до н.э. Она записана на глиняных табличках в 14-12 веке до н.э. Это две большие таблички.

 

 

На первой из них, которую обычно называют «звездный каталог» мы найдем список звезд и созвездий, список гелиактических восходов и заходов, ziqpu — список астеризмов (кульминаций) и список созвездий на лунном пути. 

На второй правила для календаря, солнечных часов и некоторые приметы. 

Как видите, в первой версии зодиака Месопотамии было 18 (17) созвездий. А к середине первого тысячелетия до н.э. вырабатывается система из 12 созвездий, которая  связана с египетской и греческой и уже близка к нашей. 

Это период называют, начиная с 4 века до н.э. и до 1 века н.э. — периодом Селевкидов (Seleucid). И «борозда» со звездой Спика,  превращается в девушку с колосом в руках. 

 

 

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И РИМ. 

Первый греческий текст посвященный описанию созвездий и их мифов, назывался «Асторономия» и приписывается Гесиоду(VIII в. до н. э.). К сожалению он до нас не дошел. И у нас есть только цитаты из него.

Так, например, Псевдо-Эратосфен в «Катастеризмы»приписывает Гесиоду следующую фразу: «Зевс по просьбе Артемиды и Лето поместил Ориона за храбрость среди созвездий, куда он вознес и Скорпиона». И если этот фрагмент на самом деле принадлежит Гесиоду, то можно утверждать, что зодиакальное созвездие Скорпион уже было известно в Греции в VIII в. до н. э. А значит вместе с ним вероятно и другие созвездия уже были в ходу.  Ибо невозможно морплаванье без ясных указателей на небе.

Кстати похоже, что у предшественников греческой цивилизации минойцев также были определены созвездия. И искусству управлять кораблем по звездам могли обучать в пиковых святилищах на Крите в которых были найдены фигурки, которые extyst сопоставили с созвездиями. Но тут я не буду на этом останавливаться ибо это тема очень обширная и ей надо посвятить отдельную статью. 

Затем у греков, согласно Плинию Старшему (1 век н.э.)  Анаксимандр Милетский постиг «наклон» Зодиака (?)  в 548-545 году до н.э. и таким образом открыл «двери к познанию». Также открытие наклона Зодаика приписывают Пифагору ~540-500 год до н.э.. Затем появляются упоминания о созвездиях Овен и Стрелец у Клеострата.

К сожалению у нас слишком много неизвестного в письменных источниках, поэтому наверное единственный текст, который можно признать однозначным свидетельством Зодиакального круга это «Явления» (275 год до н.э.) Арата из Сол. Это поэма. которая написана на основе работы Евдокса Книдского (4 век до н.э.). Весы тут видимо еще «клешни» Скорпиона. 

 

 

Первое латинское название Libra появляется в «Альмагест» Птолемея (середина 2 века н.э.). И созвездие Весы считается пришедшим в греко-римскую традицию из Мессопотамии. 

Один из основополагающих текстов древности это конечно же работа Арата из Сол «Явления», датируемая третим веком до н.э.  Его поэтическое произведение базировалось на работе Евдокса Книдского. 

“96. Под обеими ногами Волопаса отмечена Дева [Дева], которая в своих руках держит блестящее зерно [Колос]. Будь она дочерью Астрея, который, как говорят люди, был в древности отцом звезд, или ребенком другого отца, пусть ее Путь будет беззаботным! 

Но среди людей ходит другая история, о том, как в древности она жила на земле и встречалась с мужчинами лицом к лицу, и никогда не презирала в древности племена мужчин и женщин, но, смешавшись с ними, заняла свое место, хотя она и была бессмертной.

Люди ее звали Справедливость (Justice); но она, собирая старейшин, будь то на рыночной площади или на широких улицах, провозглашала свой голос, всегда призывая их к суждениям, более добрым к людям. 

Еще в ту эпоху люди не знали о ненавистных распрях, придирчивых раздорах или грохоте битвы, а жили простой жизнью. Далеко от них было жестокое море, и еще не издалека корабли доставляли им пропитание, но волы, плуг и сама Справедливость (Justice), царица народов, подательница справедливости, в изобилии удовлетворяли все их нужды. 

Даже пока земля питала Золотую Расу, она имела свое жилище на земле. 

Но с Серебряной Расой она общалась лишь немного и уже не с полной готовностью, ибо она тосковала по путям людей древности. И все же в том Серебряном веке она все еще была на земле; но вечером с гулких холмов она приходила одна и ни с кем не разговаривала ласковыми словами. Но когда она заполнила великие высоты собравшимися толпами, тогда она с угрозами обличила их злые пути и заявила, что никогда больше по их молитве не откроет лицо свое человеку. 

“Посмотрите, какую расу оставили после себя отцы Золотого Века! Гораздо злее, чем они сами! Но вы породите еще более отвратительное потомство! Воистину, для людей будут войны и жестокое кровопролитие, и на них постигнет тяжкое горе”. 

Несмотря на это, она говорила и искала холмы, оставляя людей, все еще смотрящих на нее. Но когда они тоже были мертвы и когда, более разрушительные, чем предыдущие, родилась Бронзовая Раса, которая первой выковала меч разбойника с большой дороги и первой съела плоть пахотного быка, тогда поистине Справедливость (Justice) возненавидела эту расу людей, и улетела на небеса, и поселилась в том жилище, где даже теперь в ночное время из людей видна Дева, установленная недалеко от далеко видимого Волопаса.” 

Звездное небо описанное Аратом соответствует наблюдениям около III тысячелетия до н. э. в районе 36° северной широты на параллели, пересекающей Крит, Кипр и северный Иран. Так что данная информация намного древнее ее записи. И вероятнее всего корнями уходит в эпоху минойской цивилизации и древней Мессопотамии.

И уже более позднее произведение Гигина «Астрономия. Книга 2» во II веке н.э. сообщает нам:

“ДЕВА 25.1. Гесиод называет ее дочерью Юпитера и Фемиды, Арат же говорит, что ее считают дочерью Астрея и Авроры (Эос) и что она жила во времена золотого века человечества и управляла им. За усердное попечение о людях и праведный суд она звалась Справедливостью, и в те времена люди не вели жестоких войн с соседями, не плавали по морям, но занимались только хлебопашеством. Люди же, родившиеся по смерти этого поколения, перестали соблюдать законы и сделались более алчны, и поэтому Справедливость меньше времени проводила среди людей. Наконец, пришло то время, когда народилось людское племя, названное медным. Она уже не могла долее переносить их и вознеслась к созвездиям.»  

И здесь нам надо разделить двух богинь, которых часто путают. 

Согласно Арату созвездие Дева представляет богиню невинности Астрею Ἀστραία, romanized: Astraía, «звездная дева » или  «звездная ночь». Ее отец Астрей (Astraeus, гр.Ἀστραῖος звездный, отец четырех ветров) и богиня рассвета Эос (Eos). 

Не надо путать ее дочерью титана Коэуса (Coeus/Polus) и титанессы Фоэбы (Phoebe, чистая, светлая, пророчица), сестрой Лето —  Астерией (Asteria, Asterie греч. Ἀστερία or Ἀστερίη, romanized: Astería/Asterí) которая от титана Перса родила богиню колдовства Гекату. 

Вторая версия для созвездия Дева это то, что она дочь Фемиды и Зевса. 

Фемида (Themis  ancient Greek: Θέμις, romanized: Themis, букв. “справедливость, закон, обычай”) была титанидой и второй женой Зевса. Она дочь титанов Геи и Урана, то есть Земли и Неба. Она олицетворяла справедливость и божественный порядок, законы и обычаи . Ее символ – Весы Справедливости.

В римской традиции дочерью Фемиды и Зевса была богиня  Дике (Дайки, др.-греч. Δίκη díkē, от “обычай”). Таким образом согласно второй версии Гигина, именно богиня Дике представляет в небе созвездие Дева.

Между этими богинями есть не только сходства, но и различия. 

Символы Астреи это факел,  молния и крылья. С ее возвратом произойдет смена “рода железного” —  “золотым”.  И она не такая агрессивная, как Дике, если посмотреть на изображение на иллюстрации далее. Хотя возможно это уже влияние римских сценариев поведения-выживания. 

 

 

БОГИНЯ ДИКЕ И ФЕМИДА.

Зевс же второю Фемиду блестящую взял себе в жены.

И родила она Ор – Евномию, Дику, Ирену

(Пышные нивы людей земнородных они охраняют).

Гесиод. Теогония. О происхождении богов. 8-7 век до н.э. 

 

В отличии от Астреи, Дике находится вместе с людьми. Ведь невозможно охранять «пышные нивы людей» удалившись с Земли.

И она это не просто справедливость. Это еще и дух морали и справедливый суд , в основании которого общественные нормы и обычаи-правила. То есть это человеческая моральная справедливость. А мораль в разных сообществах может отличаться. Определение морали я дала в статье “13 правил магии”. 

Изображение на амфоре «Дике бьет Адике молотком». Адике изображена как варвар с татуировками и соответствующей прической. Kunsthistorisches Музей, Вена, 3722. 550-500 год до н.э.

Она одна из Ор ( греч . Ὧραι , трансліт. Hōrai) богинь смены сезонов года. Ее сестер зовут Эвномия (Благозаконие) и Эйрене (ора Мира и Спокойствия). 

Оры вместе с харитами изготовили одежду для Афродиты, когда та вышла из моря. Их одежда также украшена весенними цветами и издает их аромат. Они спутницы богини Любви. 

Также они являются стражами Олимпа, открывая и закрывая его облачные врата. Поэтому их называют «привратницами неба». Кроме того, они запрягают коней Гелиоса.

Парменид прославляет “неумолимую Дике”, которая открывает человеку ворота, чтобы он познал “бестрепетное сердце совершенной истины” (В 1, 11—14). Эта богиня справедливого возмездия именуется у Парменида “кормчей”, “владеющей Вселенной по жребию” (А 37).

В гимнах неоплатоника Прокла есть слова о “быстрозоркой злоотвращающей” Дике (I 35, 36, 37). Как она отвращает «несправедливость», возможно, мы видем на изображении на амфоре. 

Греческий поэт описывает ее, как держащую посох и удерживающую баланс. Greek Lyric IV Bacchylides Frag 5 : “Если бы некоторые из богов держали уровень баланса как Дике (Justice).» 

У натурфилософов она хранит ключи от ворот, через которые пролегают пути дня и ночи (Парменид В 11—14). 

У Платона она — вершительница справедливости в круговороте душ (Федр 249 Ь). 

Орфики считали, что Дика восседает рядом с троном Зевса и взирает на род человеческий (фр. 23).

Дике исполняла судебные решения и вместе с матерью Фемидой приводила в исполнение решения Мойр.

 

ОРФИЧЕСКИЙ ГИМН 

LXII. ДИКЕ (фимиам, ладан)

 Око всевидящей Дики пою, сияющей видом,

Дики, что, сидя близ трона священного Зевса-владыки,

С высей небес наблюдает людей многовидное племя,

Должным карает судом нечестивцев, закон преступивших,

Все беззаконное к правде ведет, блюдя справедливость,

Зримо ей все, что незримо питается мыслями злыми,

Ведомо все, что желают свершить нечестивые люди.

Дика, единственно ты, напав, воздаешь по заслугам,

Враг всем попрателям прав и друг для всех справедливых.

Ныне, богиня, по праву ценя наши чистые мысли,

Дай, чтоб шли в нашей жизни лишь дни, что ниспосланы свыше!

 

Как видите, она еще и ведает Судьбой, которая ниспослана свыше. И следит за ее исполнением. 

Согласно Павсанию (Pausanias 5.18.2):  “[Изображенно на груди Cypselus в Олимпии] Красивая женщина наказывает уродливую, душит ее одной рукой, а другой бьет ээ посохом. Это Дике (Justice) которая таким образом ведет себя с Adikia (Injustice”).

Милетцы именем Дике называли всеобщий управляющий закон или ритм равновесия и возмездия. Что очень резонирует для меня с египетской богиней Маат, символ которой также Весы.  

Мать Дике — богиня Фемида (Themis др. греч. Θέμις,рим.Themis,  юстиция, право, обычаи), в отличии от дочери, символ божественного порядка. Она также несет Весы. Один из ее эпитетов Ichnaea (Ikhnaia, greek: Ιχναίη) — “следопыт”. Именно ей вручает Гея Дельфийский оракул, который затем богиня дарит своему внуку Аполлону. 

Фемида управляет 13-месячным годом, разделённым на два сезона летним и зимним солнцестоянием. Под ее управлением смена сезонов. 

Согласно Гомеру, Богиня обьявляет (созывает) совет богов и обьявляет волю Зевса. Она была первой, кто научил людей прорицаниям, жертвоприношениям и божественным обрядам. 

Согласно Мусию, она вместе с Амальтеей вскормила (воспитала) Зевса. Об этом упоминает Гигин в “Астрономии” (2.13.6.).  

Также именно Фемида, посоветовала Афродите родить брата Эросу, так как тот не взрослел, оставясь ребенком. Так появился Антерос (противолюбовь) в присутствии которого Эрос рос и становился взрослым юношей. Так что Фемида еще и поспособствовала появлению Антиэросу «противолюбви» на Земле. 

И вот тут я бы задала вопрос: не была ли она минойской богиней, перешедшей в пантеон греков? Может быть она и есть та самая древнейшая, еще критская небесная  Астрея, которая покинула этот мир?

На этот вопрос на сегодняшний день  точного ответа нет.  Но попробовать отыскать Фемиду в минойско-микенской культуре мы можем. 

 

ФЕМИС В МИКЕНСКОЙ КУЛЬТУРЕ.  

Слово “фемис” (установление по обычаю) в эпоху поздней бронзы встречается в микенской культуре  в названиях : ti-mi-to a-ke-e (Фемисто Агее) и  te-mi-ti-ja (Фемистия).

*ti-mi-to a-ko pu-ro встречается более чем в 50 табличках (Linear B) с раскопок Ano Englianos. 

ti-mi-ti-ja и te-mi-ti-ja!-jo сопоставлены с археологичами с Nichoria (Cynthia W. Shelmerdine). 

Первая часть, как греческое “ Θεμίς- themis ” имеет значение “пограничная борозда или камень”, “ границы” или “рубеж”.  Что весьма перекликается с шумерским обозначением созвездия. Возможно там это не только борозда, куда бросают зерно. Но и рубеж между полями соседей. 

Вторая часть “горная долина”, возможно “священная земля”. Это еще не themis в его более позднем значении “закон установленный обычаем”. Но возможно мы можем тут видеть некое первоначальную форму того, в дрение времена обозначала справедливость. А  ti-mi-to это юстиция, как справедливость. Хотя есть версия .что слово пришло в микенский язык извне.

По версии Thoma s G. Palaima, возможно это слово связано не с правосудием, а с теребинтовым деревом (pistacia terebinthus), которое играло безмерно важную роль в торговле в древнее время. 

Его смолу можно найти уже в неолите в Hajji Firuz Tepe, Иран, где он датируется 5400-5000 г. до н.э. А в эпоху бронзы это был драгоценный предмет торговли. Ведь его смола использовалась в ритуалах очищения, мумификации, в косметике, в лечении, ее добавляли в вино. Поэтому теребинт экспортировали и в Египет и в Персию. В эпоху бронзы торговлю этим драгоценным веществом осуществлять могли минойцы с их огромной торговой империей. 

Теребинт был священным деревом в Ханаане, где деревья связывали с богиней Ашерой. 

Исследовательница Бекман (Sabine Beckmann) в попытке расшифровать название, первую часть приводит к значению  “преодолевающий” (берущий верх) над *minth. Где *tere приводится как индоевропейский элемент *tere. А вторая часть ею интепретируется как символическое значение “роста”, что включало в себя также переходные фазы, смерть и возвращение к жизни.

Кроме того теребинт весной и осенью имеет кроваво-красные листья, которые можно связать со словом miltos из греко-римских папирусов означавшее кровь. И древнегреческим μίλτος — охра, которую использовали в погребальных обрядах уже с неолита.

 

 

Также у нас есть сын Зевса и Европы, царь Кносса Минос (Minos), имя которого переводят “плодородный”.  Он получил законы напрямую от Зевса (так что Моисей тут не первый) и стал создателем «конституции» Крита. Он основал флот и возглавил гегемонию минойцев Средиземном море. После смерти он стал в загробном мире верховным судьей. 

Возможно тут круг замкнулся и мы вернулись к теме минойского Правосудия. 

 

СОЗВЕЗДИЕ ДЕВА В МИНОЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ КАК ПОНТИЯ ТЕРОН. 

Кроме того есть предположение исследователей, что именно созвездие Дева  в древности было главным в минойской культуре Крита, когда справлялись звездные  мистерии осеннего равноденствия. И в ней видели тогда не Деву с колосом и виноградной гроздью, а Великую Богиню Πότνια Θηρῶν – Потнию Терон, Госпожу животных – Mistress of animals. И созвездие Льва поднимало ее тронную колесницу в небеса.

Этому времени еще соответствала ось весеннего-осеннего равноденствия Дева-Рыбы. Сейчас это время принадлежит Весам и Овну. 

В античной Греции и Риме отголоском этой звездной женской магии Крита стали Элевсинские мистерии. Ведь созвездие Дева и его звезда Спика маркировали осенние праздники Крита. И считается, что Деметра и Кора со своими Элевсинскими Мистериями вошли в греческую традицию, как  наследие минойской цивилизации именно с Крита. 

В Греции в 2000-600 г.г. до н.э. гелиактический восход Спики происходил в сентябре и маркировал время осеннего равноденствия.  Однако для злаков это было поздновато для сбора урожая, но зато это было самое время для сбора винограда. Впоследствии, уже в эпоху античности, сбор винограда и начало осени стал маркировать Арктур.

Но когда Орион и Сириус достигают середины неба [на рассвете],

и когда розовоперая Заря увидит Арктура,

тогда, Перс, тебе следует срезать и забрать домой все гроздья винограда.

Гесиод «Труды и дни» (609-611)

Возможно отголоском времени сбора винограда стала звезда созвездия Дева по имени Виндаматрикс. То есть сборщи(к)-ца винограда. 

Так же как и Фемида, Деметра связана со сменой сезонов. Ведь 4 месяца на земле зима, потому что ее любимая дочь Кора находится в царстве  Аида.

И как четыре белогривых коня несут «Корзину», так и к нам придет великая богиня пространного владычества принеся белую весну (родник) и белый урожай,  и зиму и осень, и сохранит нас еще на один год.

Каллимах. Шестой гимн Деметре.

Также Деметра показана как Thesmophoros,  то есть “the Law-Giver” — дающая законы. 

Я думаю, связь Деметра-Кора~Фемида-Дике вероятна, но это требует дополнительных исследований. 

 

РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ.

Но если мы вернемся во времени в римскую империю, то чтобы понимать как древние римляне (во времена которых и оформилась как “наука” астрология) видели справедливость-юстицию, надо немного заглянуть в их историю.

До создания Римской республики в 509 году до н.э. римляне имели судовую сиситему основанную на “обычном (некодифицированном) праве”.  Однако с расширение империи и вхождением в нее других народов в основу римского права легли “12 таблиц”(449 год до н.э.). Общие правовые обычаи по мнению римлян, базировались на принципах ius naturale (природное право). А затем добавляется еще и  концепция ius gentium (закон народов). 

Также персоницикацией справедливости у римлян была Эквита (Aequitas). Богиня добродетелей равенства и справедливости. Она олицетворяла честную торговлю и честность, и особенно справедливость и беспристрастность, императора (Aequitas Augusti). Ее изображали тоже с весами. А также рогом изобилия и разновидностью церемониального копья (hasta pura). 

 

Римские монеты с изображением Justicia-Справедливости.

 

С учетом, что и греческое и римское общество были рабовладельческими, то их представление о справедливости сильно отличалось от нашего. 

Если смотреть на подобную мифологическую составляющую, то любое затмение в созвездии Весы и Дева говорит о помощи в дивжении по Судьбе. Но и возможном нарушении (или смене?) обычаев, общественных норм и правил. А глядя на очередность движения Солнца через созвездия, то сначала справедливый суд, а потом уже и наказание «молотком Дике». 

 

СИРИЙСКАЯ БОГИНЯ.

Еще одно указание на богиню созвездия Дева, мы можем найти в посвящении, которое было найдено на линии римской стены в римском лагере (Caervoran, римский лагерь Magna) в 1816 году. Сейчас оно находится в музее общества антикваров Ньюкастла под номером 306 в Lapidarium Septentrionale, номер 759 в британском Corpus Inscriptionum Latinarum (vol. VII). Датировка начало 3 века н.э. 

Над Львом висит Дева в своей небесной сфере,

Неся колос, открывательница  справедливости, основательница городов,

По коим дарам мы привыкли узнавать богов.

Поэтому она и есть мать божественная, Мир, Добродетель, Церера (Ceres) ,

Сирийская Богиня взвешивает (подносит) на своих весах жизнь и законы.

Сирия породила это созвездие, впервые увиденное на ее небе,

Которому поклоняются в Ливии (Libya): отсюда мы все научились [ее святости].

Так понял, ведомый твоей божественностью,

Марк Цецилий Донациан военный 

Трибун, как префект по дару принцепса.

 

Для меня эта находка было неожиданностью. Ибо thea Suria, dea Syria это обращение к арамейской богине Атаргатис (Atargatis), которую почитали в городе Hierapolis ( с др.-греч. —- ”священный город”, Mabbog, Сирия, ~80 км от Алеппо). До нее в этом городе почитали богиню подобную Кубабе. Но где-то в 9-8 веке до н.э. традиция претерпела изменения. 

Также Атаргатис была связана с Ашкелоном и  Пальмирой. В Ашкелоне она носила имя Деректо. Греки ее называли Атаргатис (Atargatis). Римляне к ней обращались как раз Деа Сирия (Dea Syria) или одним словом Деасура (Deasura).  

Имя Атаргатис вероятно может иметь значение “Атар-Гатис”  -”богиня-рыба Атар”. Тело Атаргатис было рыбьим, а голова человечьей. Поэтому мы смело можем говорить о ней и как о некоей русалке.

Ее символами были голуби, рыбы, веретено и скипетр (или копье для охоты на рыб). А древней Пальмире к ним добавились еще лев и полумесяц. Ее головной убор был в форме крепостной стены, что указывало на нее, как хранительницу и защитницу города и сего стен. 

Жрецы Атаргатис оскопляли себя, украшались ярким макияжем, носили женскую одежду и устраивали экстатические танцы.

Ее также называли “Сирийской Афродитой”. А на эллинистическом Делосе прославляли, как “Святую Афродиту”.  Хотя тут сложно четко отделить ее от Кибелы. 

Кроме того Сирийскую Богиню в Римской империи считали покровительницей manumisiion — акта освобождения владельцами рабов. А на Сицилии, в результате видения Богини рабом Eunou  из Apamaea (Diodorus 34.2), случилось даже восстание.

Однако по мнению по мнению автора Catasterismi  Эратосфена из Кирены (276-195/194 до н.э.). созвездие Piscis Austrinus было помещено в небе, как память о падении Деркето-Атаргатис в озеро около Hierapolis Bambyce и рыбах, которые ее спасли. 

Также, в отличии от Астреи и Дике, у Астаргатис был супруг-консорт Хадад (Hadad).

Однако для меня это указатель на минойскую небесную Владычицу Животных, вполне вероятно оставшуюся Сирии в наследство от времен, когда тут правили минойцы. Да, именно минойцы были правителями этих территорий приблизительно до 1650 года, когда огромный метеорит уничтожил их города в Иорданской Долине. И эта катастрофа легла в библейскую легенду о Содоме и Гомморе. 

 

СОЗВЕЗДИЕ ДЕВА, КАК МИФ О ЭРИГОНЕ.

Раннегреческий миф, который позднее был пересказан Гигином, связывает созвездие Дева с дочкой Икария из Афин по имени Эригона.

История начинается с того, что бог Дионис научил Икария делать вино, а тот дал его пастухам. Опьянев, пастухи решили, что Икарий их хотел отравить и убивают дарителя напитка. Когда Эригона и ее собака Маэра находят отца, то совершают самоубийство. Зевс помещает Икария, Эригону и Майру на небо. Они становятся созвездием Волопаса, Девы и Малого пса. Мифов о созвездии не один. Поэтому я должна упомянуть еще и об Эригоне. Печальный миф, на который совершенно не хочется опираться в астрологических рекомендациях. Однако это тоже одна из историй и ее важно знать. 

Возможно эта история связана с латинским титулом Девы — Erigone. Erigone от греческого eri — рано + gone от gonos — дитя, прождение, зерно.  

Если опираться на астрологический смысл созвездия Девы, как работа и служение, то возможно ассоциативное гречь. ergon — работа. 

 

ЕГИПЕТ.

Египет, как же как и Месопотамия, имеет древнюю астрологическую систему, которая также менялась с течением времени, пока не пришла к привычному нам виду в римскую эпоху. Метрами, открывшими египтянам эту науку, считался мудрец Имхотеп — сын бога Птаха и живший во времена фараона Джосера. 

Греческие источники упоминают Асклепия, которого сопровождает Гермес, котрый вместе с богом мудрости Тотом был известен, как Амунхотеп, сын Хапу.  Эта мудрость передается через мудрецов Петеосириса (Петесиса) и фараона Нехо II (Нечипсо). 

Центрами астрологической науки были Гелиополь, Мемфис и Фивы. Где иерограмматы (hierogrammateis) следили за соблюдением календарных обрядов, определяемых мифологией. Собственно они и были астрологами. Как, например, авторы астрологических трактатов Херемон (Chaeremon) и Меламп (Melampus).

И наверное неправильно было бы говорить астролог или астроном. Согласно написания wnw.ty в старых текстах и ı͗my-wnw.t в более младших более близким переводом будет «тот кто в Часе (Who is in the Hour)». 

Именно греко-римский Египет дал современной астрологии деление на три части знаков Зодиака и придание значения (бога, даемона) каждому градусу, декану. А также привычное понятие асцендента и «теорию моделирования расчетов». 

Астрологи принимали в храмах и использовали инструменты и папирусы для расчетов. Кроме того,  видимо был запрет на распространение информации. Это видно из одного из текстов из Нармоусиса (Narmouthis, O. Natm. Dem. II 82.1-7):

«Когда вы будете писать и упорядочивать вашу астрологическую доску и вашу калькулцияю, не позволяйте молодому человеку открывать (исследовать) ваши расчеты.»  

Поэтому говорить о трактовании созвездия Дева даже в тот период, очень сложно. Профессиональная тайна так и осталась профессиональной тайной. Но что-то из нее однозначно перешло к астрологам Александрии, где перемешались древние знания и выдали нам то, что на сегодняшний день называется Астрология.

 

 

Подобные изображения зодаков в Египте появлются в греко-римскую эпоху, как в храмах так и на крышках саркофагов. В саркофагах изображению придавали конфигурацию соответствующую дате рождения умершего. А в храмах изображали планеты в экзальтации и их «домах». 

 

 

Система Египта отличалась тем, что в ней было разделение на 36 деканов — груп звезд. Что позволяло делить эклиптику на 36 частей по 10 градусов. Первые деканы появлются уже во времена 10 династии в 2100 году до н.э.

Уникальной  «небесной диаграммой» можно считать потолок в фиванской гробнице 18 династии  Сенемут.  Датируется она 1479-1458 г.г. до н.э. 

Древнейшая «Книга Нут (Book of Nut)» датируется 12 династией и приблизительно 13 веком до н.э. 

А в Птолемеевскую эпоху египетская система сливается с греческою и вавилонскою. Поэтому говорить о значении созвездия Дева для древних династий очень сложно. Однако в греко-римский период видим тут Фемиду, Мойр и Гестию. Дике же относится к созвездию Водолея, как 31 (22) декан. Оры соотносятся с 5 (32) деканатом Тельца. 

 

 

Деканаты и их соответствия можно найти в Википедии.

 

КИТАЙ.

И вновь нам надо иметь в виду, что система изменялась на протяжении тысячелетий. И есть предположение, что она пришла в Китай из Индии. Однако астрологическое деление неба на созведия в Китае очень отличается от привычного для нас. 

Созвездие Дева попадает под области соотносящиеся с двумя правителей Небес: Бирюзового Дракона Цинлуна (青龍 Qīnglóng) и Феникса. Где звезда Спика это один из рогов бирюзового Дракона, а звезда Канг его шея. Спика открывает ход созвездий. 

Китайский Дракон Цинлунь.

Звезды относящиеся к ЛЕВОЙ СТЕНЕ:

Заниах Zaniah Eta η Virginis носит названия:

  • 太微左垣 Tàiwēizuǒyuányī 1я звезда
  • 左執法 Zuǒzhífǎ Юрист (чиновник) левой стороны 
  • 廷尉  Tíngwèi Коммендант Справедливости в китайской Империи, один из 9 министров. 

Среди астрологических функций этой тройной звездной системы слежение за тюрьмами, наказание чиновников нарушивших закон. Вплоть до императора, если он нарушает законы. Также это изменение законов. Она будет влиять на лунное затмение весной 2024 года. 

Поррима Porrima Gamma γ Virginis.

  • 太微左垣二 Tàiwēizuǒyuánèr 2 звезда
  • 東上相 Dōngshàngxiàng Первый восточный министр
  • 東太阳門 Dōngtàiyángmén Первые ворота на Востоке. 

Звезда Минелаува Minelauva Delta δ Virginis.

  • 太微左垣三 Tàiwēizuǒyuánsān 3 звезда
  • 東次相 Dōngcìxiàng Второй восточный министр
  • 中华东門 Zhōnghuádōngmén Средние врата на Востоке. 

Виндематрикс Vindemiatrix. Epsilon ε Virginis 

  • 太微左垣四 Tàiwēizuǒyuánsì 4 звезда
  • 東次將 Dōngcìjiàng Второй восточный генерал 
  • 東太阴門 Dōngtàiyīnmén Последние врата Востока.

Звезды относящиеся К ПРАВОЙ СТЕНЕ 

Завиява. Beta  β Virginis. 

  • 太微右垣一 Tàiwēiyòuyuányī 1 звезда.
  • 右執法 Yòuzhífǎ Правый чиновник закона. 
  • 御史大夫Yùshǐdàifu Имперский цензор и государственный министр.
  • 司怪南星 Sīguàinánxīng Звезда на Юге божества, что отвечает за монстров. Божество 司怪 Сигуай. Zī Xiù. 

Между звездой Завиява (либо Минелаува?) и Спикой находятся НЕБЕСНЫЕ ВРАТА. 

 

АСТРОЛОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ СОЗВЕЗДИЯ ДЕВА. 

Европейская современная астрология очень позитивна по отношению к созвездию Дева, считая что оно  приносит порядок и совершенство в мир посредством алхимического синтеза через парадокс. Она несет в себе и огонь, и зерно.  Она воплощает в себе секреты жизни, циклы природы и силу, которая заставляет все расти.Она поддерживает баланс Колеса Года и его сезонов. Она несет естественное течение Жизни. И в этом ее дар.

Кроме того, в созвездие входит звезда Спика, которую некоторые исследователи считают той самой Вифлиемской зведой, что вела трех магов. 

Я надеюсь влияние созвездия Дева, опираясь на мифологию, стало вам теперь более понятным.

Стихия Девы это Земля. Укравитель Меркурий. В заточении Нептун и Юпитер. В падении Веенра и Хирон. 

С моей точки зрения это маркер рубежей эпох, справедливость на основе имеющихся законов, как земных так и небесных. Это ритуальное очищение и мистерии. Это знание ритмов природы и законов смены дня и ночи. Это ключи от врат “небесного цаства” и помощь в движении по Судьбе. Но это и наказание за нарушение. Это борозда, что разделяет поля. Но которая прокладывается и для того, чтобы их засеять зерном. Поэтому это и тема границ во взаимоотношениях. Чтобы посеять зерно, надо определить границы поля, в пределах которого ты будешь растить урожай. И вовремя поливать и пропалывать свое поле. Время четкой подготовки к севу и взращиванию, составлению плана вплоть до сборки урожая, его хранения и реализации.  Однако при это важно не привязываться к результате. Сделали проект, сдали — и забыли.

Это умение получать удовольствие от своей работы. И уметь видеть в каждой, даже самой маленькой детали — весь божественный план. Талант Девы это рациональное конкретное мышление и работа с конкретными формами. Классификация и раскладывание всего по полочкам это наслаждение для нее. И реальность! Реальность такова какая она есть без искажений.  

Это архетипы богинь Шала, Маат, Понтия Терон, Астерия, Фемида, Дике, Юстиция, Церера, Деметра и Кора. Это женские мистерии древнего Крита и таинственные элевсинские мистерии осеннего равноденствия, которые раскладывают по понятным полочкам Вселенную, делая ее более предсказуемой и понятной. 

 

Copyright©Эжени МакКвин 2023

 

Литература:

-Г. Е. Куртик. Введение Зодиака как полосы созвездий в месопотамской астрономии.

-Г. Е. Куртик. О происхождении названий греческих зодиакальных созвездий.

— Pierre Grimal. Dictionary of Classical Mythology.

Star Names Their Lore and Meaning by Richard Hinckley Allen 1889. Dover edition, 1963.

Античные гимны. Составление и общая редакция А. А. Тахо-Годи (а.с. Антология поэзии -1988) 

-themis; in the Mycenaean Lexicon and the Etymology of the Place-Name *ti-mi-to a-ko Thoma s G. Palaima Univer sity of Texas at Austin. 

Sabine Beckmann. Resin and Ritual Purification: Terebinth in Eastern Mediterranean Bronze Age Cult

-Неподвижные звезды в Астрологии. Вивиан Робсон. 1923.

-THE CAERVORAN INSCRIPTION IN PRAISE OF THE SYRIAN GODDESS. Thos. Hodgkin, D. C. L., F. S. A.,
a vice-president and one of the secretaries. [Read on the 30th November, 1898.]

-Nathanael Andrade. Syrian Goddess, Arabian God: Addressing Gods through Ethnics.  Déesse syrienne, Dieu arabe: s’adresser aux dieux par le biais des ethnies.

-From Sammu-ramat to Semiramis and Beyond: Metamorphoses of  an Assyrian Queen. Eckart Frahm.

-Zodiacs and monuments: An early pictorial “horoscope” from Egypt Andreas Winkler, Michael Zellmann-Rohrer.

-The Project Gutenberg eBook of Ancient calendars and constellations, by Emmeline Mary Plunket.

-Теогония.  // Эллинские поэты VII—III вв. до н. э. / пер В. В. Вересаева.

-Iurii Mosenkis. Minoan exavt science: Sacral Astronomy.

Ernest Klein. Kleins Comprehensive Etymological Dictionary of the English Language.

— Sonja Draxler, Max E. Lippitsch & Gudrun Wolfschmidt. Harmony and Symmetry Celestial regularities shaping human culture Proceedings of the SEAC 2018 Conference in Graz.4 Babylonian Astronomy.

-The ZODIAC project. European Research Council under the European Union’s Horizon 2020 programme, Advanced Grant № 885 478. Principal Investigator: Mathieu A.J.H. Ossendrijver.

-Джоана Вулфолк. Популярная астрология.

Irit Ziffer. Moon, Rain, Womb, Mercy The Imagery of The Shrine Model from Tell el-Far‛ah North—Biblical Tirzah For Othmar Keel DOI:10.3390/rel10020136.

-Ziqpu-stars and Cuneiform Knowledge: Meaning, Applications, Contexts By Gil Breger A dissertation submitted in partial satisfaction of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy in Near Eastern Studies and the Designated Emphasis in Science and Technology Studies in the Graduate Division of the University of California, Berkeley Committee in charge: Professor Francesca Rochberg, Chair Professor Niek Veldhuis Professor Maria Mavroudi Professor John Steele Summer 2022.

Добавить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.