Песни вельвы. Часть 3. Глава 49. Стольный град Ярськ.

Осталось позади святилище волхвов в Буське. Милославе теперь никогда не забыть торжественное ночное шествие  волхвов, с тускло горящими во тьме факелами, к круглому храму, сложенному из костей, упокоившихся служителей Велеса. Сосредоточенного Маху, который взял у нее костяницу Стояна, чтобы вложить ее в стену капища. А потом ритуально закрывал за окончательно перешедшим волхвом невидимые двери. Долго будет в ее ушах звучать звон ключа и замка, отправленных в мрак каменного колодца. Колодца, вырубленного в скале только для подношений грозному владыке и никогда не знавшего плеска светлой воды.

И очищение огнем. Она никогда не забудет ритуал очищения огнем, после посещения мрачного капища. Перед рассветом, каждый участник ночного ритуала прошел через круг из раскаленных углей.  

Если бы не Маха, она никогда не решилась бы пройти по раскаленным углям. Но видимо, благодаря от его благословению, горячие языки пламени, не оставили никаких следов на ее ступнях.  

А теперь ее дорога, возможно, подходит к завершению. Свой долг перед Стояном она выполнила и теперь ее судьба в руках волхвов, которые сами решат, что ее ожидает.

Ладья с волхвами и их предводителем Махой, неумолимо плыла-лавировала по рекам-дорогам славинии, неся Милославу в великий город. Стольный город. Город яростного бога Солнца Ярилы.

Огромный город с десятками тысяч жителей, куда нет хода чужеземцам. Может поэтому и не написаны были о нем строки в заморских летописях? Ибо путешественники из других земель не оставили о посещении славного града никаких описаний.

А те кому нужно было, чтобы забыли о величии времен языческих, вычеркнули его историю  славянских народов. Ведь историю пишут победители.

Но осталось предание, передаваемое из уст в уста теми, кто выжил. И оно донесло память до наших дней, что стоял Великий град славян-язычников на высоком плато, меж озером глубоким и рекой полноводной, что крутые берега омывала.  

Богат город был. И металл здесь плавили, и оружие ковали. И сосуды глиняные обжигали во множестве. И злато-серебро не переводилось в сундуках у местных жителей. И власть и законы совета старейшин на все славинии распространялась.

А у самой кромки воды, в пещерах глубоких жили грозные владыки законов славиний — волхвы. Жгли они огонь неугасимый на жертвеннике у камня бога Солнца Ярого. И каждый корабль, что пересекал по водной глади отблеск пламени священного, отражающегося в водах речных, городу дань платил и о торговле безопасной и выгодной просил молитву вознести к небесам.

И кораблей множество, словно лебедей стаи, по реке перегороженной водяными воротами, ходили от города до великой реки Даны-Донистры без преград.    

Стены высокие, стража грозная. Неприступен был град для врагов. Но нашелся среди своих же жителей предатель и открыл ворота войску вражескому. Утонул град в потоках крови, сгорели в огне его храмы и дома дотла. А кто в живых остался, те по округе разбежались.

Но от нашей истории до этого еще пройдет немало лет. А пока в своей славе и величии, раскинулся он на огромном пространстве, Великий Град Язычников, Бога Солнечного, Бога Ярого. 

В восхищении и благоговением смотрит Милослава на белые скалы на которых грозные воины внимательно наблюдают за каждым судном, что по реке идет.

Несет ее ладья к пристани, что балками в камень вгрызается, чтобы удержаться, не быть смытой силой воды Даниной. А от пристани вверх, к небесам ведет лестница. Что далее будет магичке неведомо. А может волхв мудрый Маха знает ее будущее?

Но об этом в следующих главах нашей истории.  

 

Примечания:

Я назвала в своем романе город Ярськом. По аналогии окончания Плиснеська, Буська. И использовала в первой части слово Яр, связанной с солнечным и воинственным богом средневековых славян. Хотя настоящего названия города не сохранилось. Может название города было связано с именем солнечного владыки Даждьбога.

Тем более что неподалеку находятся священные горы Богит и Звенигород. В местности, которая по преданию была под «владением» Даждьбога. 

Первое письменное упоминание названия Стольско было записано в ватиканском зборнике № 840 на древнегреческом языке – “τóΣτóλ‹ί›ςκον” «тоєСтольсков» и датируется началом ХІV века. Хотя историк В.Мацек считал, что имеется в виду расположение Галицкой метрополии “Стольську” на Днестре в 30х годах ХІV ст. [Мацєк, 1938, с. 129–131].

Сейчас, на вершине плато над современным селом Стильске, растут деревья и гуляет ветер. Но археологические раскопки говорят о существовании тут гигантского города размером 250 га, с оборонными стенами длиной 10 км, множеством мастерских, включая выплавку металла. Ведь округа была богата на болотную руду. А значит железо и изделия из него могли быть выгодным товаром на экспорт. 

По оценкам исследователей, в городе могло проживать более 50 000 жителей.  Город был в 10 раз больше, чем Киев, того же времени.

Возможно, град был уничтожен Владимиром Святославовичем  во время похода 982 года. Но есть версия, что это произошло во времена нашествия татар. По крайней мере, такую историю рассказывают местные жители.

Но как известно, например из данных по знаменитому селу Буша, что местные легенды часто смешивают времена и персонажей, но сам сюжет остается неизменным. А значит, скорее всего, в основу легли реальные события.

 

Скалы, где скорее всего наверху находились оборонные сооружения, чтобы не допустить нападения со стороны реки. И уровень воды тогда был намного выше, поэтому скалы стояли прямо в воде. 

Легенда о предательстве местного жителя, вернее жительницы, действительно сохранилась и до сих пор передается из уст в уста. Местные жители рассказывают, что это была женщина по имени Хима. По одним версиям, сделала она это случайно, когда шла за водой. По другим специально. А за водой она шла по подземному ходу, который вел в Илив.  Через него то враги и попали в город.

Об этом событии до сих пор рассказывает микротопоним Химина Долина, по дороге к колодцу.

Средневековые названия других урочищ в округе, тоже могут рассказать свою древнюю историю. Коморіще, Підкоморіще, Золотые Ворота, Залізна Брама, Княжа Криниця, Біла Дорога, Вежа могут скрывать под собой реальную информацию о славянском граде белых хорватов.  

Название Мочарі болотистого сенокоса с залежами глин, которые не пропускают воду, могло давать прекрасное сырье для керамических изделий. И хотя сейчас это возвышенность, в 9 веке оно могло быть и под водой.

Стависько  это заболоченная долина, с большим количеством подземных вод, которая возможно была когда-то озером.  

Интересное название «Від Баланди до Гути» имеет лесная дорога, на которой часто плутают даже опытные грибники. Местные говорят, что к человеку там цыпляется «блуд». Но что это на самом деле, не знает никто.

А Гута это, скорее всего, название давних мастерских или села, где делали гутное стекло.

Еще в начале XX века в селе Стильске бытовала поговорка: «Гоніть корови за три перекопи, в Золоту Браму, на Білу Дорогу».

Кстати небольшой участок Белой Дороги был таки раскопан исследователями.

А туристы приезжают сюда взглянуть на пещеры Солнечного Города, где по преданию жили волхвы. Пройти под солнечным камнем-алтарем и загадать желание. Археологи действительно нашли тут следы от огня и жертвоприношений.

 

Священный камень на котором производились жертвоприношения. Сейчас его называют Камнем Исполнения Желаний.  Различные эзотерические гуру говорят, что если пройти через него и загадать желание, то оно обязательно сбудется. Только вот с какой стороны камня идти, эзотерики не могут сойтись в едином мнении. С Востока на Запад или с Запада на Восток. А ведь смысл в этом серьезный. Ведь запад это заход солнца и мир мертвых. А восток это жизнь и восход солнца. 

К сожалению масштабных раскопок на плато не было. Но само нынешнее название Стильско, это напоминание, что тут был “стольный град”. То есть место, где сидел князь, совет старейшин и вершилась власть. От украинского “стіл” видимо произошли такие слова как престол, столица.  

По преданию, в пещерах с западной стороны жили волхвы. Тут же была мельница, которая использовала силу воды ручья, который когда-то был по этой стороне горы. Как я уже говорила, уровень воды и количество осадков в те времена были больше. Именно поэтому многие нынешние, почти пересохшие реки, в 9-12 веке, были судоходными.

Кстати экспансию викингов, также связывают с возможностью продвигаться вглубь континента на судах по рекам. 

Именно удачное расположение, возможно и сделало город Стольным.  Ведь он стоит в фактически в окружении трех речек, которые в древности могли быть по уровню воды намного выше чем сейчас. 

Названия речек, тоже многозначны. Например Иловец. О связи Ильи с Перуном написано множество научных монографий и это считается признанным фактом.  Иловец проходит рядом с улицей Дубовой. А дуб священное дерево громовержца Перуна. Тем более, что там стоит церковь.

Да, нынешняя церковь тут построена в 1921-23 году. Но на месте старой. А впервые о наличии тут парафии упоминается в акте люстрации села от 1661 года. В 1739 году записано, что здесь стоит деревянная церковь Чесного Хреста.

Кроме того, храмовый праздник тут справляют, не как все, а дважды в год.

Изначально церковь посвящена Параскеве Пятнице. А местные жители празднуют храмовое свято в Зеленые Святки на Троицу и в день святой осенью. 

Интересно, что вход в церковь с севера и, таким образом, классическая ось построения христианских храмов ( восток-запад) нарушена.

Не память ли все это о священной дубовой роще и капище Перуна?  

Протекающая здесь речка под названием Колодница, может тоже говорить о языческих временах.  Ранее русло реки извивалось   «меандром»  и делало большую дугу.  В близкие к нам времена его перекопали и спрямили. Но в этом корне слова Колодница можно услышать и коло, и колода (священные дубы Перуна?), и колядница-коляда. 

 

Пещеры, где по преданиям жили волхвы.

Приезжая в места силы, я всегда смотрю на расположение обьектов с позиции «священной географии». И Стильске вызывает у меня много вопросов. Почему священный камень и жилища жрецов были на западной стороне, на стороне заходящего солнца? Может быть жертвоприношения были на закате, чтобы утром солнце обязательно вернулось на небо?  Или перед восходом чтили ночные светила звезды и просили ночь вернуть свет и день? Что находится на восточной стороне плато и еще не раскопано учеными? Может там будет ответ на многие загадки древнего стольного града язычников славян? 

А вот кому было выгодно было уничтожить память об огромном языческом городе и возможном металлургическом центре славян средневековья, на этот вопрос я думаю вы сможете ответить и сами.

Бог Ярила (Яровит, Яромир). Бог славян. Корень яр-, связан с представлением о весеннем плодородии (ср. рус. яровой, ярый, укр. ярь «весна», схожие слова с тем же корнем у южных и западных славян.

Есть различные версии его происхождения.  Например от санскритского корня ar, греч. ερ — «действие возвышения, движения вверх». Есть версия санскр. árvān — «конь» (в Ведах: «быстрый, стремительный, бегущий» (эпитеты солнца) и санскр. ŗnōmi — «воздымаюсь», греч. αϊρω «поднимаю».

Также приводят в пример в славянских языках «ярый», «яриться», «ярына», «ярица», «ярец», чеш. jar, словацк. jarice, польск. jarzyna и т. д., где видят в корне яр значение «стремительности, быстроты, силы, света, весеннего или восходящего солнца».

Трактуют, как  «распространяющий весенний или утренний солнечный свет, возбуждающий растительную силу в травах и деревьях и плотскую любовь в людях и животных, юношескую свежесть, силу и храбрость в человеке».

Также указывают на общность имени Ярило со словом ярый «белый».

По мнению М. Фасмера, имя «Ярило» происходит от рус.-цслав. слова яра «весна», родственного словам ярь «яровой хлеб», ярые пчёлы «первый рой в улье летом», яровой хлеб, яровик «животное или растение этого года», ярица, ярина «яровое».

Также считают, что восходит к праславянскому корню *jarъ, родственному авест. yārə «год», готск. jēr«год».

По мнению Вяч. Вс. Иванова и В. Н. Топорова, имя «Ярило» производится от корня «яр-» (*jar), с которым соотносятся представления о яри как высшем проявлении производительных сил, обеспечивающем максимум плодородия, прибытка, урожая.

Часто связывают с Яровитом балтийских славян, который был связан с плодородием.

Яровиту был посвящён весенний праздник плодородия.

Герборд (нем. Herbord; до 1145—1168) — немецкий монах и биограф епископа Отто I Бамбергского приводит речь жреца Яровита, согласно которой Яровит властвует над зеленью и плодами земли “Я бог твой, я тот, который одевает поля муравою и листвием леса; в моей власти плоды нив и дерев, приплод стад и все, что служит в пользу человека: все это даю чтущим меня и отнимаю от отвергающих меня”.

В христианстве функции Ярилы переходят к святому Георгию (Юрию, Егорию Вешнему день которого отмечается 23 апреля.

По мнению А. С. Фаминцына: В Гавельберге в честь этого бога в середине апреля отправлялось торжество, причём город отовсюду был окружён знаменами. Это последнее обстоятельство указывает на воинственный характер Яровита.

О Яровите, почитавшемся в Волегасте, читаем у Герборда, что в святилище этого бога, на стене, висел огромной величины щит, обтянутый золотом и искуснейшей работы; никому из смертных не дозволено было прикасаться к нему в обыкновенное время, ибо язычники соединяли с этим какое-то религиозное предзнаменование; щит был посвящён богу Яровиту, «по-латыни называемому Марсом» — прибавляет Герборд — и только в военное время мог быть тронут с места. Тогда его несли впереди войска и верили, что через это останутся победителями в битвах.

 

 Copyright©Эжени МакКвин2018

 

Читать дальше. Глава 50. Совет волхвов.

Вернуться к оглавлению

 

Поделиться в соцсетях

 

Добавить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.