“Покойнички на Русь Дмитриев день ведут; покойнички ведут, живых блюдут» (Поговорка)
Современный праздник дня всех Святых в своей основе содержит очень древний ритуал, символизирующий время открытия дверей между миром живых и миром мертвых. Исходя из того, что он присутствует во многих традициях, можно предположить, что это общее индоевропейское наследие.
В славянском мире отголоски этого древнейшего, осеннего чествования душ ушедших предков отмечали в субботу, накануне дня Дмитрия Солунского 26 октября и называли его ДЕДЫ, АСЯНІНЫ, ЗМІТРАУКА, ДМИТРИЕВА или ПОМИНАЛЬНАЯ СУББОТА.
Интересно, что в некоторых местностях отмечали ДЕДЫ не только в субботу, но и в пятницу. Тогда праздник называли ДЕДЫ и БАБЫ. В один день вспоминали о женской половине рода, а во другой о мужской.
К празднику варили кисель, пекли пироги, варили пиво. Собирались всей семьей и поминали предков. Затем ритуально раздавали поминальную еду.
Лучше всего сохранился до нашего времени ритуал Деды в Беларуси. Здесь и в Литве до наших дней дошло множество очень древних ритуалов и праздников от язычества.
Вот один из белорусских заговоров на Деды. Ритуал начинал хозяин дома словами:
Святыя дзяды, завем вас,
Хадзіце да нас!
Есць тут усе, што Бог дау,
Што я для вас ахвяравау,
Чым толькі хата богата.
Святыя дзяды! Просім вас,
Хадзіце, ляціце да нас.
После поминальной трапезы «дедов» отправляли обратно на небо со словами:
Здяталі сюды
Есці – пад*елі
Піць – напіліся
Чэсць і слава вам.
Цяпер скажыце нам
Чаго вам трэба
А лепей:
Ляціце у неба.
Но на этом время ритуалов не заканчивались и уже 1 ноября отмечали Козьму и Дамьяна или Кузьминки.
Интересно, что в понимании простого народа, эти два святых слились в одного персонажа по имени Космодемьян. Космодемьян этот был первым кузнецом на свете и изобретателем плуга. Чтобы защитить людей от змея, он впряг того в плуг и утопил в море. Змиевы валы это его рук дело.
И этот прародитель-первочеловек, кузец и пахарь, больше всего напоминает мне прародителя скифов Таргитая, сына бога Неба и дочки бога реки Борисфена (Днепра). Который, возможно, затем превратился в Бога-предка Рода?
Очень важно отметить, что ритуальной едой в этот день была курятина. Ее готовили во всех возможных видах: с лапшой, жаренную, в пирогах-курниках.
И хотя мужчины принимали участие в праздничной семейной трапезе, все-таки основными действующими лицами в этот день были женщины, которые устраивали свои закрытые посиделки и куда не пускали мужчин: ни взрослых, ни самых маленьких.
Такие посиделки различались между собой. На одни «курятники» собирались умудренные опытом семейной жизни женщины уже имеющие детей. Они приглашали к себе в круг молодух, которые только вышли замуж на Покрова. Курицу женщины ели все вместе, с ритуалами и заговорами на плодовитость. Старшие женщины также «просвещали» молодух разговорами об интимных сторонах семейной жизни и других тонкостях брака.
Для женщин в возрасте устраивались свои посиделки, которые назывались «троецыплятницей». Считалось, что курица, которая вывела три раза цыплят, обладает особыми качествами. Во время ритуала, в полном молчании «почтенные вдовушки» руками съедали курицу. Нельзя было пользоваться ножами или другими приборами, чтобы не повредить косточки, Затем перья и остатки от трапезы складывали в мешок и топили в реке. Как явно это отголосок языческого ритуала, в котором богине Макоше в качестве приносимой жертвы топят черную курицу в речке.
А те кто не замужем, устраивали девичьи посиделки. Скидывались едой, варили пиво всей компанией и приглашали парней. Ведь 10 ноября придет праздник Параскевы-Пятницы и можно будет к ней обратиться с молитвой: «Пяценка, мая маценка. Памажы хоч ты, кааб мне замуж пайты» И пусть в весенние праздники появится жених, если в осенние не случился.
Давайте теперь посмотрим на все эти праздники, как на от голосок языческих и очень древних ритуалов.
-Покрова. Завершение полевых работ и начало периода сватовства и свадьб. Макоша приводит детские души в мир через зачатие.
-Деды, Приглашение предков к совместной трапезе и прошение у них благословения. Благословение всему Роду, в том числе еще не рожденным, но возможно уже зачатым детям.
-Кузьминки-Космодемьяна. Космодемьян — первый человек и первый кузнец, придумавший плуг. Герой впрягший змея в плуг и создавший валы. Очень он мне напоминает мне Таргитая, сына дочери реки Борисфена (Днепра), которого скифы считали первым человеком и своим прародителем. Бог Род?
-Куриные посиделки с подношением остатков трапезы реке. Напоминаю, что курица, утопленная в реке это традиционное жертвоприношение Макоше.
-Святые дня Кузьма и Демьян покровители знахарей, травников и целителей.
-Впервые упоминание о Дмитриевской родительской субботе, как о дне поминовения всех усопших православных христиан, находится в сборнике 15 века из Новгорода. А привязка к куликовской битве появляется только в 19 веке. Дмитриевская суббота намного древнее христианского праздника, которым «накрыли» языческий?
Ведь больше всего ритуалы этих праздников похожи на дни посвященные предкам и богам Роду, Макоше и Рожаницам. Конец одного цикла и начало нового. Свадьба, зачатие, предки, Род и Рожаницы, Макош сплетающая нить судьбы новой жизни?
Возможно это и есть давно утерянный смысл праздника, вернувшийся к нам кельтским Самхейном.
Copuright Эжени МакКвин © 2016
Литература:
Ю.Ю.Старкова. Братчина-пир в языческой традиции древней Руси.
Алесь Лозка. Беларускі народны каляндар.
С.М. Толстая. Поминальные дни.
Медитация Голубой луны Самхейна 31 октября 2020.
Коридор затмений 30 ноября-14 декабря 2020. Эмоции-Деньги.
Магия и ритуалы британского Самхейна
Магия и ритуалы древнего праздника Покрова
12 заповетных пятниц Параскевы Пятницы
Празднование пятницы «Мати божей купальницы»
Русалии. Праздник зеленых духов.
Майское и Иваново дерево славянской традиции.
Женские места силы Киева. Тайны Софиевского Собора
Красная нить — славянский оберег.
Когда на самом деле отмечали новый год в Киевской Руси.
Нисхождение Инанны в подземный мир. Оригинальный текст.
Дневники ведьмы. Удивительные истории из жизни женщин магов в современном мире.
Поделиться статьей в соцсетях