Много лет исследуя древние ритуалы я задаюсь вопросом: Когда начинается Колесо Года? Когда начинать отсчитывать цикл и выполнять практики начала?
Но чем глубже погружаешься в исторический материал, тем больше понимаешь, что для каждого времени и страны, отсчет новогоднего цикла разный.
Древний Шумер отмечал начало нового цикла в дни весеннего равноденствия, празднуя брак Богини Иннин и Бога-пастуха Даммузи.
У амореев, до времен Хаммурапи (1792-1750 до н.э.), в одном комментарии, новый год связывался в битвой героя Нинурта с птицей Анзуд и начинался в первый день года — в первый день первого ниппурского месяца (март—апрель).
В Кносском дворце острова Крит, минойцы праздновали новый год в день осененнего равноденствия. Похоже так же отмечали новый цикл микенцы Пилоса.
Загадочный Египет начинал отсчет Колеса Года от разлива Нила, устраивая пышное празднество 19 июля в храме Хатхор и в храме Гора.
Римляне веселились весь март, в полнолуние изгоняя старика Мамурия Ветурия. И как отголосок древнего обычая брака богини и бога, праздновали бракосочетание Марса с Anna Perrena, а затем с Neryo. Но главное это праздник Tubilustrium — чистка боевых труб. Новый сезон военных походов открыт.
Каков был календарь древних киммерийцев, скифов и сарматов? Они не вели летописей и дневников, поэтому нам об этом не известно.
С 2 по 5 век нашей эры, предшественники славян — «черняховская культура»- были смешением разных племен, оказавшихся в одно и то же время время на одной територии. Но именно так и рождаются новые народы. И все они вместе: ираноязычные сарматы, греки боспорского царства, римляне, готы, фракийцы-даки, кельты, гунны и местные племена, которые приняли все эти мигрирующие народы в свое лоно, смешались в алхимическом котле и выплеснули на историческую арену новый народ — славян.
Но черняховская культура оставила нам материальную памятку о том, что календарь существовал. Это рисунок на кремическом кувшине. Профессор Рыбаков (человек фактически создавший мифологический мир богов древних славян, который на сегодняшний день уже давно оспорен учеными, на основе новых фактов) выдвинул версию, что символами были отмечены месяцы на ритуальном сосуде и он был частью ритуальных праздников колеса года.
Кувшин вы можете увидеть в Киевском историческом музее на первом этаже. Рядом стоит второй керамический сосуд, который возможно также имеет календарные символы.
Однако, после разговора с археологом в КИМ, прояснилось, что кувшин создан по технологии, которой на тот момент владели германские племена. Всего керамических сосудов такого качества на территории современной Украины, обнаружено всего лишь две еденицы. Поэтому говорить о том, что это сосуд, отображающий календарный цикл предславянских племен, нельзя.
Затем из Великой Степи пришла новая волна кочевников — гунов, а за ними аваров. Они покоряют славянские племена и/или активно вступают с ними в союзы, для набегов на Византию и Европу.
Гуны и авары был завоевателями, но никак не большинством местного населения. Как ни странно, но именно под их «владычеством» и благодаря изобретению печи, славянские племена охватывает демографический взыв и они начинают активно расселяться по Дунаю, Эльбе, Дону. Охватывают Балканы, восточные Альпы, Балтику и заходят далеко за Ладогу на север.
Аварский каганат просуществовал до 823 года.
А в 815-820 году родилась Ольга. Будущая супруга князя Игоря Рюриковича, бабка Владимира Святого и прабабка Ярослава Мудрого. Женщина стоявшая у истока первых письменных источников славян с использованием календарного времени.
И именно с этого времени уже можно говорить о праздновании нового года, как точно известной точке отсчета годового цикла для славян Киевской Руси.
Восточные славяне приняли вместе с христианством византийское летоисчисление (новый год в византийском начинался с СЕНТЯБРЯ) , но удержали свое исконное весеннее начало года МАРТОМ. Об этом говорят исследования исторических документов. Потому как оказалось, в летописях использовали не одну, а две системы определения даты событий. В некоторых документах в качестве отсчета начала года использовали «старославянский-языческий» март, а в других «византийский» сентябрь.
Из-за этой путаницы, такой персонаж народного фольклера как Авсень ( Овсень, Таусень), которого этнографы связывают с проводами старого года и началом нового исходя из песен (то есть в древние времена у славян это был март), у родноверов стал божеством осенних праздников. Возможно таким образом «подкорректировали» персонаж мартовского нового года под сентябрьские праздники урожая совпадающими с новым годом по византийскому календарю. В общем какая-то путаница в богах и праздниках, точно произошла из-за изменений календрных систем.
Также известно, что в Киевской Руси использовали и дохристистианский солнечно-лунный календарь. Просинец, сичень, листопад и другие украинские названия месяцев это наследие дохристианского, древнего календаря славян, остатки которого прослеживаются у почти у всех славянских народов. 7 раз за 19 лет был дополнительный месяц который назывался просто ЛУНА.
13я ЛУНА? Возможно это наследие «кельтской вуали» черняховской культуры, дожившее до нашего времени на островах Британского королевства.
Но к 15 веку летописи, а значит и празднование нового года-цикла, переходит на сентябрьский новый год.
Одновременно с этим подобные процессы происходили и в Европе.
Италия 12-14 века :
Южная Италия — сентябрьское начало нового года.
Флоренция и Сиенна — начинает новый год с 25 марта.
Венеция — 1 марта.
Милан, Генуя, Лукка, Падуя — с рождества.
Папская канцелярия Рима следовала благовещенскому стилю, но в документах встречается и рождественский стиль. Только при папе Гонории III ( 1216-1227) устанавливается рождественский стиль начала нового года.
«Германия» использовала рождественский стиль начиная с хроник времен Каролингов. Но в некоторых землях использовали и пасхальный: в Кельнском архиепископстве до 1310 г., в Мюнстере до 1313 г., в Люттихе по 1333 г.
Благовещенский стиль использовали в епископствах Трира, Моца, Туля, Вердена.
В первой половине XIII в. этот стиль встречается и в документах имперской канцелярии, особенно в продолжительное правление Фридриха II (1218—1250).
Январский новый год начинает встречаться в актах имперской канцелярии с середины XIII века.
Во Франции широкое распространение получил пасхальный стиль летосчисления. Королевская канцелярия приняла пасхальное начало года (вместо благовещенского, применявшегося при первых Капетингах) во второй половине XI в. (при Филиппе I, 1060—1118). Этот стиль постепенно становится господствующим в стране.
Но в некоторых областях долго еще сохраняется благовещенский стиль (в Лангедоке, Провансе, Дофине и других областях в XII—XIII вв.), в некоторых применяется рождественский стиль (в областях под английским владычеством; ,в XIII в. он появляется также аз Провансе и IB Дофине).
Март, сентябрь, январь, благовещенье, рождество, пасха — как много дат начала года для средневековья.
Так что вопрос, когда начинается новый цикл года и надо выполнять «магические ритуалы» остается открытым.
Может по китайскому будет более определенно? Но ментальность этого далекого края весьма иная.
Поэтому у вас всегда есть выбор : зимнее солнцестояние, весеннее солнцестояние или общепринятый новый год в январе или любая другая дата начиная с древнего Шумера и ранее.
Но если вы захотите спусться по линии времени до того периода, когда древние славяне исчисляли год по лунному календарю, то нужно посмотреть на названия месяцев, которые до сих пор используются в славянском мире.
Словенский, сорбо-лужицкий и словацкий языки используют названия месяцев юлианского календаря
А так как славянский календарь относится к древним арахичным индоевропейским, то есть вариант и реконструкции его древнейшей версии. Праславянский статус подтвержден для таких названий месяцев (ЭССЯ вып.1 – 38)
По мнению А. К. Шапошникова:
«Причинами того, что один и тот же праславянский месяц охватывает период от 2 до 3 месяцев римского календаря, являются, с одной стороны, климатические различия северных и южных широт проживания разных племен, а с другой – лунный годичный цикл со смещающимся новолунием относительно данной точки эклиптики. Т. е. каждый следующий год новолуние данного месяца наступало на 10–11 дней раньше, чем в прошлом.
Нет никаких языковых свидетельств существования у славянских племен какой бы то ни было системы приведения лунного года в соответствие с солнечным.
О самом солнечном годе также были весьма смутные представления. Солнцевороты и равноденствия не использовались в календаре.
Можно лишь гипотетически предположить использование простейшего 99 месячного цикла, который согласовывал восьмилетнее движение Луны (Месяца) и Венеры (Денницы) по эклиптике.
Отмечу сразу фенологический характер праславянского календаря в целом. В названиях месяцев отражены преимущественно явления живой и неживой природы, и лишь изредка – хозяйственные действия (подсечно-огневые работы и жатва). А главное, праславянский лунный календарь был наблюдательным, а не вычислительным. Как и в других древнейших индоевропейских календарных системах, соблюдали видимое перемещение фаз луны по эклиптике, а не вычисляли лунный месяц в 27, 28, 29 или 30 дней.
Отправной точкой наблюдений было, как и у архаичных римлян, эллинов, персидских арийцев или ведийских арийцев, новолуние близ созвездия Волосынь (Плеяд), которое приходилось в далёкой древности на весеннее равноденствие (март). Отсюда происходит, в конечном счете, древнерусский мартовский и «ультрамартовский» новый год.
Отмечались особо лишь полнолуния и новолуния, к которым приурочивались как начало всякого рода коллективных работ, так и общенародные праздники.
В самом конце славянского этногенеза в связи с распространением семибожья и позднеримской семеричной системы дней, у славянских племен сложилась семидневка. Она имела ту же систему соотнесения бога и его дня, что и германская или римская:
Сварогов день = *Sun[no]-dagaz = dies Solis
Дажьбогов день = *Mæn[a]-dagaz = dies Lunae
Стрибогов день = *Tiwiz dagaz = dies Martis
Волосов день = *Wodaniz dagaz = dies Mercurii
Перунов день = *Thunriz dagaz = dies Jovis
Мокошин день = *Frij-dagaz = dies Veneris
Симарглов день = *Burij-dagaz = dies Saturn»
Надеюсь эта статья была вам полезна для понимания относительности новогодних праздников.
Эжени МакКвин © 27.02.2017-2022
Литература:
Н. Бережков. Хронология русского летописания.
О 13 луне из лекций историка, источниковеда, специалиста по Древней Руси, доктора исторических наук, профессора И. Данилевского.
Н.Н. Казанский. Весна в Пилосе.
Л.И. Акимова. Марс и март: мартовские боги.
A. Shaposhnikov. Reconstruction of Common Indo-European and Slavonic Archetype of Lunar Calendar by Comparative-historical Method. // ISSN 1562-1391. «Вопросы Филологии». 73–82.
Самые древние символы человечества.
Есть ли магия в славянской азбуке.
Что нам досталось в наследство от неандертальцев.
Реальная история праздника Покрова.
Самые древние алкогольные напитки.
Славянский оберег — красная нить .
Древние боги Украинской Земли.
Женские практики 13 полнолуний года.
Дневники ведьмы. Удивительные истории о женщинах магах.
Поделиться в соцсетях