Кто такой настоящий шаман и каковы его признаки.

 

В отличии от пост-советского пространства в англоязычной научной среде тема шаманизма уже давно рассматривается как некое кодифицированное пространство человеческой психики. При этом в отличии от других направлений мистических и эзотерических практик, у шаманизма выделены базовые постулаты, которые соотвествуют именно ему. 

Так, американский психолог Роджер Уолш упоминает некоторые фундаментальные элементы шаманизма:

“Шаманизм можно определить как семью традиций, практикующие которых сосредотачиваются на добровольном входе в измененные состояния сознания, в которых они ощущают себя или свой дух (духов), путешествуя по своему желанию в другие миры и взаимодействуя с другими сущностями, чтобы служить своему сообществу.”

Основными признаками именно шамана можно назвать:

-Преднамеренное вхождение в измнененные состояния сознания с намерением получить информацию для служения обществу.

-Предположение о взаимопроникающих сферах реальности.

-Принятие одного или нескольких “иных миров”. Миров, как “необычной реальности – Non-Ordinary Reality–NOR в которые можно попасть. 

-Доступ и общение с сущностями такими как животные силы, духи помощники, боги и т.д. в этом NOR.

— Модель шаманского мира разделена на три части: Нижний мир, Средний мир и Верхний мир, которые связаны между собой «Мировой Осью» (также «Мировым Древом»). 

-В состоянии транса по “иным мирам-реальностям” можно путешествовать, используя воображаемые точки соединения, такие как деревья, пещеры, пруды и т. д.

-Потусторонние миры населены духами и духовными сущностями, с которыми путешественник может общаться. 

-Во время обучения шаман встречает своих личных духов-помощников и животных-силы, которые действуют как проводники информаторы и защитники во время этих путешествий.

-Вся природная среда воспринимается как живая. А в измененном состоянии сознания шаман может общаться с животными, растениями, камнями и т. д.

-Восприятие Космоса, как единого большого организма.

-С шаманской точки зрения все вещи связаны. Причем это относится как к одушевленным, так и к неодушевленным объектам. 

-Мышление аналогиями и «синхронистическая» интерпретация событий.

-Поддержание баланса  в социальном сообществе, поскольку проблемы в индивидуальной жизни, как и в коллективе в целом, понимаются как нарушения необходимого баланса.

-Сопровождение умерших (функции психопомпа) для беспроблемного перехода в царство предков, без особых проблем для оставшегося сообщества.

-Проведение лечебных ритуалов и процедур, поддержание здоровья соплеменников.

-Магические ритуалы для удачной охоты, чтобы обеспечить питанием соплеменников.

-Магческие ритуалы управления погодой для хорошего урожая и охоты. Опять же для обеспечения питанием сообщества. 

Повышает сплоченность сообщества, создавая и культивируя мифы и заботясь о сохранении традиций. 

-Как прорицатель он добывает информацию неординарными способами, позволяя соплеменникам в развязывании возникающих проблем. Таким образом, он может найти новые пути, перспективы и решения. В этом отношении шаман одновременно действует в рамках своей традиции, но при этом может адаптироваться к изменившимся ситуациям, когда традиционные культурные концепции больше не эффективны.

-Человек может стать шаманом только, если Духи его сами выберут. Невозможно быть инициированным в шамана по собственному желанию. 

-Шаман проходит период «шаманской болезни» и самоисцеляется от нее, что является гарантом для соплеменников его целительских способностей. 

-У шаманов нет школ для обучения. В отличии например от друидов, у которых было многолетнее обучение и проживание в закрытых профессиональных сообществах. 

-Шаманы «одиночки» у них нет совместного проживания в общинах. 

 

 

А теперь у меня вопросы: кто из тех, кто на сегодняшний день называет себя шаманом выполняет все эти функции? Как именно эти люди служат обществу? Какие мифы и традиции они сохраняют? Как они способствуют получению «пропитания» общества? Поддерживают ли они в нем баланс, особенно в сегодняшней ситуации? Предлагают ли они новые решения для поддержания баланса и выхода из создавшейся ситуации? Коррупция, коллаборационизм, предательство Родины это входит в баланс или как? Как шаман должен смотреть на уничтожение природной среды обитания своего народа и что именно он должен делать в этом случае? Каковы физические границы территории с которой должен взаимодействовать шаман, обеспечивая ей баланс, если он гражданин государства, а не только часть своего племени или народа? Должен ли настоящий шаман работать на балансировку пространства всего земного шара, обеспечивая пропитание и разрешая конфликты на уровне всего человечества? 

Вопросов много. И я думаю, что теперь вы можете по другому посмотреть на то, что такое шаманизм и кто такой на самом деле шаман.  А если захочется сходит на «прием» к шаману вы сможете отличить реальность от ее приблизительной копии. Ибо наличие соответствующего наряда, бубна и бубенцов еще не говорит о том, что перед вами настоящий шаман.  

Copyright©ЭжениМакКвин-2023

Литература: Gerhard Mayer. The Figure of the Shaman as a Modern Myth: Some Reflections on the Attractiveness of Shamanism in Modern Societies Article  in  Pomegranate The International Journal of Pagan Studies. October 2008. DOI: 10.1558/pome.v10i1.70.

 

Демонологическая ведьма. История Магии и магия истории.

Шаманский бубен саамов. История магии и магия истории.

Места силы язычников славян. Богит.

Откуда к нам пришел принц на белом коне.

В чем магия женских волос.

Древняя магия дверных ручек.

Самая древняя икона Покрова.

Дневники ведьмы. Удивительные истории о женщинах магах.

 

Добавить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.