Древняя магия дверных ручек.

 
 
Клялся ты солнцем, Одина камнем, ложа конем и Улля кольцом
Песнь об Атли (Atlakviða)
 
Древний ритуал пролить воду через ручку, а затем умыть ею «порченного» известен многим. Я лично сама его «проходила» с двух сторон и могу сказать, что работает.
 
Но где корни это ритуала и обряда? Можно ли найти отголоски одной из древнейших практик в текстах давнего времени и археологических находках?

Портал из языческого Хоф в церкви Urnes, Sogn, Норвегия.

Оказалось можно. И связано это в первую очередь с дверьми, как местом перехода. 
 
Двери всегда были лиминальным местом — там где сходятся миры внешний и внутренний, мир живых днем и мир мертвых ночью. Здесь создается направление наружу и направление внутрь. Фактически дверь идентифицировала некое пространство выделяя его из дикой природы, обозначая вход в границы человеческого мира.  
Попробуйте встать на пороге и ощутить, что с вами здесь происходит? В чем разница если быть внутри, вовне и между? 
 
Особенно ярко это ощущается в хатах и домах, которые построены хотя бы 50 лет назад. 
 
Здесь еще в начале 20 века резали кур и кровью кормили предков под порогом. Здесь проводили ритуалы исцеления и снятия порч. Через порог на руках надо было перенести невесту в дом, чтобы ненароком на нее не набросились недовольные чем-то предки. В общем место специфическое, пограничное или, как говорят антропологи, лиминальное.
 
Руническое кольцо «Законы Гулатинга».
 
Среди северных текстов, самый ранний текст закона Норвегии, «Законы Гулатинга» (т.е. законы тинга острова Гула) включает раздел, описывающий меры, которые работник или арендатор должен принять, когда возвращает хутор полноправному владельцу. Самое начало юридического уложения гласит:
 
«Теперь три двери должны быть оставлены позади, три входа, и это, даже если не было ничего, когда он явился: дверь stove [дверь в жилую комнату] и дверь в búr [кладовую/чулан] и дверь в eldhus [кухню]. Теперь, если он берёт одну из этих дверей и уносит прочь, то он должен вернуть её и заплатить пеню landnám [заселения]. Но если любой из порогов окажется с ним или дверной косяк сбоку или сверху, если хоть щепа древесины окажется с ним, то это húsbrot [повреждение дома], и он должен заплатить три марки. (Законы Гулатинга, landsleigebolk 4).
 
Так что если проведен ритуал с дверью, то все это и остается с этой дверью на месте. Иначе даже одна щепка, которую забрал будет считаться по закону как húsbrot — буквально «ломание дома», повреждение дома.
 
Дверь суда.
 
У двери у северян мог проходить суд. Как сказано в  «Саге о людях с Песчаного берега»:
 
«но боюсь я, что этой зимой тут учинят не один суд у дверей»
 
Судили у дверей не только только живых, но и  призраков. Так в той же саге неупокоенных мертвых также  вызывают к главной двери дома на суд.
 
«Он посоветовал сжечь полог постели Торгунны и устроить у дверей суд над всеми восставшими мертвецами; священника он просил пропеть на хуторе службы, освятить там воду и исповедать людей.»
 
 После тяжбы призраки убираются через другую дверь: 
 
«Он вышел вон через те двери, у которых суда еще не было»
 
Но существовало и отдельное понятие «дверей мертвых», как например это видно из текста «Заклинание Гроа — grógaldr». 
 
На камне, вкопанном в землю,
стояла в дверях я,
пока заговор пела.
(перевод Н. Топчий).
 
Известны и указания упокоить тело в дверях. Так в саге о людях с Лососьей Долины (17) Храпп дает указание своей жене вырыть ему могилу в дверях дома, чтобы он был погребен стоя и мог следить за своим хозяйством.  
 

Рунический камень с , предположительно, изображением храма или хофа с кольцом ручкой на дверях.

Подобные погребения «в дверях» под порогом были обнаружены археологами, подотверждая саги, например в Storrsheia, где оно включало также овальную брошь, веретено и ткацкую планку  — бральницу.   

 
Там же в другом доме погребение было просто в коридоре и люди, жившие в доме, ежедневно входя и выходя из жилища проходили мимо.  И таких находок не мало. 
 
И не исключено, что все это ритуальное поле было совместным со славянскими племенами и корни жилищной жертвы, которая дожила до XX у славян, можно искать и тут. 
 
Исследователи предполагают, что двери таким образом для северян стали местом, где можно пообщаться с предками. 

Но в эддической поэме (e.g. Grimnesmål 22) описывается и другой тип дверей к мертвым, который называется Valgrind, Nágrind или Helgrind, которые должен «пересечь» умерший. Что буквально означает «дверь к павшим\телам\в царство Хель».  

Хотя скорее всего не все двери были ритуализированы. И не исключено, что именно ручка на дверях могла указывать ее предназначение. Ибо ручка может помочь открыть «место перехода». А иногда без нее открыть двери и невозможно.   
 
В «эзотерическом» мире существуют люди т.н. «ключницы» и «хранители порталов».  Их работа как раз и связана с тем, чтобы открывать и закрывать различные двери тонких миров. Но об этом я могу писать исключительно в художественном формате. Ибо есть то, что должно оставаться под покровом тайны. 
 
А ручка, в форме навесного кольца, так же является предшественником современного звонка. То есть своим стуком она может служить еще и «сообщателем», что кто-то прибыл на порог.
 
И часто этот «сообщатель» становился одушевленным предметом. Так в Скандинавии дверные ручки в форме кольца прежде всего устанавливались на дверях средневековых церквей, где кольца обычно имеют апотропеические (оберегающие от зла, порчи и пр.) звериные головы, защищающие от злых духов.
 
Можно конечно предположить, что такая ручка появляется вместе с христианскими церквями, однако некоторые археологические раскопки, о которых я вам сейчас расскажу, показывают нам более древнюю традицию.
 
Кольцо из Форсы. 
 

Итак первый загадочный объект это кольцо из Форсы, которое было описано еще в 1599 году, как висящее на двери между оружейной и церковью в городке Форса, Хёльсингланд (Forsa, Hälsingland) в Швеции.

Кольцо из Форсы.

 
Согласно традиции, оно было перенесено в Форсу с церковных врат в соседнем приходе Хёг (Hög) когда-то в Средние века.
 
Так вот на этом кольце из железа, диаметром 43 см, есть руническая надпись из примерно 250 рун, содержащая самое старое положение закона в Скандинавии.
 
Руны на кольце относятся к разновидности коротковетвистых, типичных для IX в.
 
По обеим сторонам кольца с ним скованы маленькие кольца, с одинарной и двойной спиралями соответственно. Три спирали могут представлять три степени наказания, которые предписаны руническим текстом. Имеется также небольшой крестик (или Молот Тора?), украшающий низ (или верх) кольца.
 
Надпись на кольце гласит:
 
Один бык и aura [в штраф] [на?] staf [или] aura staf [в штраф] для восстановления культового места (vi) до пригодного состояния в первый раз; два быка и четыре aura во второй раз; но на третий раз четыре быка и восемь aura; и всё имущество в отчуждение, если он не поступит правильно. То, что люди имеют право требовать, согласно закону народа, что был предписан и одобрен ранее. Но они создали [кольцо, формулировку или?], Анунд (Anund) из Тасты (Tåsta) и Офейг (Ofeg) из Хьорсты (Hjortsta). Но Вибьёрн (Vibjörn) вырезал.
 
Как видите это штраф, который накладывался, при повреждение сакрального места Vi. 
 
Напоминаю, что у северян изначально было было 3 разновидности сакральных мест:  
 
Vi обычно обозначало открытую местность, либо маленький алтарь у дороги или «часовню».
Hof (Hov)- длинный дом, где проводились собрания и ритуалы.
HöRGR (Old Norse, plural hörgar) или hearg (Old English) — каменная насыпь. 
 
Любопытно, что в поэме Hyndluljóð богиня Фрейя благосклонно отзывается об Аттаре за правильное поклонение ей используя именно каменную насыпь хергр. Богиня подробно описывает, что hörgr построен из груды камней, и что Аттар очень часто окрашивал эти камни жертвенной кровью так, что они становились словно стеклянными. 
Для меня алтарь из камней он сделал,
А теперь камень вырос до стекла;
Он был красным от крови зверей;
Богиням всегда доверял Оттар.
Перевод Г. А. Беллоуза
 
Любопытно, что лондонский район Harrow  свое название получил от места поклонения hörgr на Harrow Hill, где сейчас стоит церковь St. Mary’s Church
 
Но вернемся к нашим дверным кольцам. Некоторые учёные считают, что кольцо из Форсы первоначально не было дверным кольцом. А значит могло изначально иметь исключительно магически-ритуальную функцию.
 
Известно из саг, что на ритуальном кольце, что находилось на алтаре, давали клятвы. Поэтому не исключено, что подобное клятвенное кольцо перекочевало и на ручку церкви. 
 
Ведь в средние века прикосновение к ручке церкви могло быть сигнатурой получения места убежища, а сам порог уже христианского храма часто был местом приношения клятв, заключения договоров, оглашения законов и постановлений.  Таким примером могут служить церковные двери находящиеся сегодня в музее города Лондон. Под ними даже обьявляли об очищении женщин после родов.   
 
Кольца из Уппокры.
 
Следующие два кольца, о которых надо сказать, это две кольцеобразные ручки раскопанные в Уппокре.
 
Первая была найдена примерно в 10 м от культового сооружения. Это железное кольцо имеет диаметр 23.8 см. Железная скоба, что использовалась для крепления кольца к двери, поломана.
 

При креплении подобных ручек в двери просверливалось отверстие, и когда скоба вставлялась, два железных конца загибались, один вниз, один вверх, чтобы правильно закрепить кольцо.

Кольца из Уппокры.

 
По кольцу были равномерно расположены четыре выступа. Дверное кольцо, в качестве случайной находки без контекста, было проинтерпретировано как средневековое и относящееся к церкви в Уппокре.
 
Однако второе дверное кольцо Уппокры, имело весьма специфический археологический контекст, который повлиял и на интерпретацию кольца первого.
 
Второе кольцо было найдено в северо-западном углублении от столба культового здания.
 
Археологический контекст позволил ученым предположить рекононструкцию где в в поздней фазе существования здания храма-hov,  культовое сооружение было разобрано, а четыре массивных столба, поддерживавших крышу, снесены.
 
Внутри одной из ям от столба, люди Уппокры поместили в землю череп быка и дверное кольцо. При этом дверное кольцо не было положено как попало. Его разместили вертикально с краю в яме от столба.
 
Традиция подвешивать к краю крыши сакральных домов черпов быков, убитых особенным способом для ритуала, известна по археологическим данным. Так что наличие черепа быка в яме в Уппокре вполне обьяснимо.   
 
Диаметр этого второго кольца 14.7 см. И оно также имело железную скобу, которая использовалась для крепления ручки к двери, как и первое.
 
Исходя из длины скобы, ручка висела на двери тощиной около 6.5см, предположили, что это была достаточно массивная дверь от монументального строения. 
 
Оба кольца очень похожи и предполагается, что это пара с дверей одного культового здания.
 
Дверные кольца висели, по-видимому, на входе в культовое сооружение в Уппокре перед тем, как по крайней мере в случае второго кольца, его намеренно поместили на хранение.
 
Это размещение на хранение, видимо, было одним из последних ритуалов Уппокры.  Захоронив ручку был предан видимо ритуальному погребению и сам зал собраний Хоф (hov).
 
Ритуальное кольцо из Яррстада.
 
Так же ритуальным является кольцо из Яррестада (Järrestad, Scania) в южной Швеции. Здесь с 500 и 1050 г. н.э. было возведено монументальное задние с большими залами, которое трижды обновлялось. 
 
Здесь также как и в Уппокре, в одной из столбовых ям здания храма-hov,  размещался клад. Кроме поломанного железного колца, которое интепретируют как дверное, были найдены топор и наковальня. 
 
Видимо у северян существовал не просто ритуал «похорон» сакрального здания. Погребение дверной ручки было его неотьемлемой частью.
 
Но не каждому было позволено иметь такое кольцо на дверях. Это было прежде всего привилегией либо высшего сословия либо общины, которая вешала кольцо на общее культовое здание.
 
В «Rigsþula» из Поэтической (Старшей) Эдды, когда бог Риг путешествует от дома к дому, то встречает разные социальные классы и только у аристократов есть двери где «кольцо было на дверном косяке».
 
Но ведь именно залы высшего сословия выполняли ритуальную функцию, поэтому наличие там кольца весьма правомерно.
 
Клятвенные кольца. 
 

Кольцо само по себе для северян имело ритуальную и магическую функцию. Это и кольцо Одина Драупнир, которое воспроизводит себя каждую ночь. И змей Ёрмунганд, свернувшийся кольцом вокруг мира. Кольца гривны на шее и браслеты были демонстрацией социального положения человека в обществе. Принимая такую кольцевую гривну браслет от конунга или ярла, человек становился одним из членов его «команды».

Кольца из Лилла-Улеви.

 
Существовали и т.н. клятвенные кольца. В той же «Саге о людях с Песчаного Берега» (Eyrbyggja saga) был описан алтарь в храме-hov где
 
«поверх него лежало незамкнутое кольцо […] На нем следовало приносить все клятвы».
 
Согласно Англосаксонской Хронике (The Anglo-Saxon Chronicle), когда король Альфред заключил мир с Великой Армией данов в Уэрхэме (Wareham) в 876 г., викинги принесли ему клятву на «священном кольце», иногда это место переводится как на «священном браслете» — что указывает на кольцо с предплечья/запястья.
 
Клятвенные кольца связаны с договорами, принесением клятвы и верностью. Отголоском этой традиции стали кольца при вступлении в брак, что символизирует по древним понятиям клятву верности друг другу.
 
Богом, который связан был у северян с клятвами, был Улль. Его считают богом из пантеона до эпохи походов викингов, поэтому он не занял почетное место в высшем пантеоне северян, попавшем в письменные хроники.  
 
В «Песне об Атли» (Atlakviða) Улль связывается с кольцом клятвы, когда Гудрун говорит о способах клясться:
 
«[…] клялся ты солнцем, Одина камнем, ложа конем и Улля кольцом.»
 
Согласно «Речам Высокого» (Hávamál 108) Один также давал клятву на «клятвенном кольце».
 
О камнях Одина и ритуалах с ними я писала в статье о камнях исполнения желаний и ведьмином камене. 
 

Кольа из Лилла-Улеви.

Миниатюрные амулеты-кольца были найдены при раскопках региональных центров и культовых мест. 

 
Эти загадочные артефакты были связаны с клятвенными кольцами и Уллем, но также и с ритуалами плодородия и культом Фрейи.
 
Но интересно, что четыре маленьких железных кольца имели прикреплённые к ним скобы — что делало их похожими на миниатюрные дверные кольца. Те, кто вёл раскопки, предполагают, что эти миниатюрные кольца могли быть прикреплены к столбам или другим деревянным конструкциям места.
 
Мне это весьма напоминает современную традицию вешать замки на мостах, которые также имеют свое ритуальное пространство будучи лиминальным пространством перехода со своими правилами и магией. Но об этом как-нибудь в другой раз.
 
А сейчас о самом омовении через дверную ручку. Вам нужна ручка, которая кольцом замыкается на дверь. Идеально конечно такую как в древности — навесное медное кольцо, но подойдет и современная. Затем нужно «вывернуть» ладонь так, что бы по ней могла стечь вода через внутреннюю часть ручки. Вот этой водой, которая прошла через «замкнутое кольцо» и умывают «порченного». 
 
«Вадзічку праз клямачку ліюць тры разы. А тады ў рот і папырскаіш, мыеш: Як вадзічка ліецца, каб так ад цябе пуд бег» Запісалі ў 2002 г. Т. Валодзіна і Т. Пшонка ў в. Забалацце Лепельскага р-на ад Карабань Валянціны Апанасаўны, 1938 г. н., і Яско Антаніны Андрэеўны, 1932 г. н.
 
Надеюсь данная информация вам оказалась полезна и буду рада вашим комментариям и перепостам. 
 
 
 Литература:
-Marianne Hem Eriksen. Doors to the dead. The power of doorways and thresholds
in Viking Age Scandinavia.
 
-Marianne Hem Eriksen. The Powerful Ring. Door Rings, Oath Rings, and the Sacral Place.
-Сага о людях из Лососевой долины. 
-Сага о людях с песчанного берега.
-Поэма Hyndluljóð.
-Заклинание Гроа — grógaldr.
Народнае рытуальна-магічнае лекаванне Т. В. Валодзіна
 

Добавить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.