Когда надо собирать травы, чтобы они были сильные.

Для трав обычно рекомендуют зелену пятницу на русальей неделе. Однако есть еще один день, когда можно и нужно собирать травы. Это 23 мая, когда идут за травами в лес. 

В христианстве этот день посвящен апостолу Семену Зилоту, который был учеником Христа и проповедовал в Иудее, Египте, Ливии, Грузии, Великобритании. Мученическую смерть принял на побережье Черного моря, на территории современной Абхазии.

В Украине имя этого апостола ассоциировалось с зельем поэтому бытовало даже название“Симоново зело”. А сам Симон считался опекуном роста и развития растений. И именно в его день растения набирали особую силу. 

— Называли у нас его Сименом Золотом. В этот день служили в церкви и ходили собирали травы. Верили, что тогда они целебные от многих болезней.  Информатор Ольга Гогулинская, 69 лет,  из села Ясенево Второе Подольского района Одесской области.

На Черниговщине Симона Зилота называют отцом Николая, потому что накануне, 22 мая, празднуют Теплого Николая. Перед тем, как сорвать или выкопать первое растение, возле него кладут горбушку хлеба, мелкие деньги и приговаривают: «отец Николая велел, чтобы ты, зелье было лекарством от всякой болезни».

В селе Британи — сейчас Дуболуговка Нежинского района Черниговской области, в 1927 этнограф Михаил Гайдай записал такую ​​поговорку собирателей лекарственных трав: «Золотой Симон пашет, а Спаситель сеет, пусть принимается, а я зелье нарву, пусть помагается!»

Верили, чтобы обеспечить лечебную и магическую силу растениям, корни выкапывать надо без заступа, срывать без ножа, руками. Знахари считали, от контактов с металлом растения теряют целебно-магическую силу. Однако для такой работы на самом деле существовали специальные каменные серпы и заступы. Потому что не всегда можно выкопать руками корень, который уходит глубоко в землю. 

На Полтавщине собирали травы по дохристианским обычаям — голышом. Снимали с себя всю одежду, крестики и кольца. Верили, что «если нарвешь в одежде, то не будет помогать от всякой болезни». Место выбирали подальше от деревни, чтобы не было слышно пения петухов, голосов людей и скота.

— Траву собирали утром. Я сама ходила, — говорит мать Ольги Гогулинской 91-летняя Устина Крыжановская. — Рвали ее после одиннадцати часов дня, немножко чтоб роса падала.

На Киевщине день памяти Симона Зилота называется Зельником. Здесь старшие и молодые женщины вместе шли копать зелье «на звездах» — до того, как упадет роса.

В Одесской области «Симоновой росе» приписывали способность лечить ревматизм. Ольга Гогулинская говорит, что утром этого дня обязательно надо пройтись босиком по росе:

— Это было для здоровья очень хорошо. Даже если ребенок болел коклюшем. Мама с ним вставала до восхода солнца. Брала за руку и водила по росе и, действительно — это помогало. Знахари ходили и собирали на Симона Зилота травы. Потом купали в них больных. Это обеспечивало здоровьем, силой и красотой на весь год.

Обряд купания в травах, собранных на Симонов день, существовал в доколхозные времена в селе Поповке — сейчас Звенигородский район Черкасской области. Набрав зелье, женщины шли в дом вдовы. На стол клали хлеб, накрывали его полотенцем. Вдову выбирали за Симона, раздевали, сажали в большую бочку с запаренными травами и купали под пение:

На шалвію окріп грію,

На тою — не буду.

Розсердила чортзна-кого,

Просити не буду.

После купания женщину торжественно вытирали. Одевали в чистую рубашку. Затем каждая купалась в той воде, что и вдова. Так смывали грехи, болезни и порчу. После ритуального купания женщины устраивали торжественный пир в саду.

Упомянутый в песне цветок «тоя» (борец) — растение аконит. По народным верованиям, это сильный оберег от чар, дурного глаза и порчи. Рос в цветнике каждой знахарки. Его высаживали, чтобы защитить семью и усадьбу от нечистой силы. На Полесье каждая девушка обязательно носила при себе, вплетала в венок или в косы. «Якби не тоя, була б дівчина моя!» — повторяли слова, которые якобы сказал когда-то «нечистый дух».

Магическую силу имели собранные на Симона Зилота рута, розмарин и горечавка. Ими девушки очаровывали парней. Способность открывать все замки и показывать закопанные сокровища имели ключ-зелье, недотрога, которую называли «башмачки Божьей матери» или «не трогай меня».

На Гуцульщине способность отыскивать сокровища приписывалась фантастическому цветку корь-зелье. Якобы он растет на Черногории. Его трудно заметить в майском разнотравье. Увидев, нельзя отводить взгляд, потому что исчезнет. Кто хочет найти закопанные деньги, должен примотать корь зелье в свечу, которая была в руках у покойника. Ее зажать между большим и вторым пальцем правой ноги и сунуть по земле. Там, где есть золото, свеча загорится.

Кладоискатели считают Зилота покровителем

— Апостола Симона Зилота считают христианским покровителем кладоискатели. День его памяти отмечается как профессиональный праздник, — рассказывает фольклористка 30-летняя Анастасия Панкова. — Считают, что он помогает найти золото, монеты и сокровища.

Исследователь украинской традиционной культуры Павел Чубинский писал в 1872-ом в «Народном календаре»: «Крестьяне ищут сокровища золота, и в этом им помогает Зилот».

Анастасия Панкова говорит, что икона Симона Зилота есть у каждого кладоискателя. Они верят, что святой апостол защищает их от «злых сил». По древним верованиям, каждый клад имеет своего духа-хранителя. Тот, кто закапывал клад, часто заговаривал его «на голову» смельчака, который решится добыть скрытое.

— Кладоискатели — народ суеверный, они верят во все приметы и обереги, — добавляет Панкова. — Поэтому убеждены, что только Симон Зилот может их уберечь от заклятых сокровищ.

Обращаются к нему с молитвой, которую повторяют девять раз:

«В ім’я Отця і Сина і Святого Духа.

На морі, на океані, на острові Буяні

Лежить сундук дерев’яний,

У сундуку — ключ олов’яний.

Його рогатий чорт сторожить.

Встану я, помолюся, вийду —

перехрещуся.

Бог в умі, а святий хрест на мені.

Йду, поспішаю, очей не поднімаю,

Господа не забуваю.

Господи, чорта рогатого побивай,

Багатство його забирай.

Дай цей скарб мені, моїй грішній душі.

Хай закляття любе розіб’ється,

До моєї душі не добереться.

 

Добавить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.