«Гетеры каждому нужны для радости»,- восклицал оратор Демосфен (около 384-322 гг. до н. э.) на афинской агоре, обращаясь к судьям в ходе процесса против гетеры Нееры.
ГЕТЕРА (греч. hetaira — подруга) — в Древней Греции образованная незамужняя женщина, ведущая свободный, независимый образ жизни.
В те давние времена в греческом обществе жены вели затворнический образ жизни, занимаясь домохозяйством и воспитанием детей.
Гетеры были полной противоположностью малообразованным домохозяйкам. Эти женщины играли на флейте, знали литературу и искусство, философию и мистические ритуалы.
Но за право быть самостоятельной, образованной, иметь возможность развивать свои способности были доступны очень немногим и сопряжены с большими трудностями и социальными условностями. Гетеры нашли в себе мужество жить свободно, отказавшись от священного ритуала брака.
Их имена остались в веках как имена вдохновительниц великих мужчин, чьими подругами они были. В их домах собирались политические деятели, поэты , музыканты. Демосфен толковал слово гетера как «спутница радости».
И несмотря на прошедшие века слава о них не смолкла. Давайте вспомним имена женщин, которые подвигали мужчин на поиски истины и помогавших им строить культуру, которая стала основой для дальнейшего развития Европы.
Гетера Леонтион.
Вдохновительницей эпикурейцев была гетера Леонтион. Эпикур (341-270 гг. до н. э.), говоривший, что «наслаждение есть высшая цель человечества и дается лишь разумной воздержанностью и нравственностью поведения», хранил ей верность до самой ее смерти и сказал о ней прекрасные слова: «Она живет со мной и во мне».
Гетера Аспасия.
Великий государственный деятель Перикл (около 490-429 гг. до н. э.), которому Афины обязаны своим политическим и культурным расцветом («золотой век»), был женат на гетере Аспасии и не скрывал что часто советуется с ней и что именно она является его учителем риторики и помощницей при составлении его блестящих речей. признавался, что часто советовался с гетерой Аспасией и учился у нее искусству риторики; она влияла на форму и содержание его блестящих речей.
Гетера Фрина.
Фрина была моделью и подругой Праксителя. Именно она послужила моделью для статуи Афродиты Книдской. За это ее обвинили в кощунстве и богохульстве. Потому что знавшие Фрину улыбались, глядя на статую Афродиты, а видевшие статую благоговейно смотрели на Фрину.
Паломники преклоняясь перед Афродитой шептали « как прекрасна твоя божественная красота о Фрина» а вслух восклицали « Афродита, прекрасная Афродита».
За это Гетера Фрина была обвинена в кощунстве. Когда ее защитнику на судебном процессе Гипериду не хватило слов, чтобы ответить на обвинения и он обнажил грудь Фрины, воскликнув «Вот, посмотрите!»
По преданию судьи, ослепленные ее красотой, прекратили процесс.
Гетера Гликера.
Выдающийся комедиограф Менандр однажды пришел домой после провала премьеры и хотел уничтожить все свои рукописи, труд всей своей жизни. Гликера без слов протянула ему молоко. Он в раздражении отказался пить из за того что на молоке плавала пенка.
Гетера утешила его и многозначительно сказала: -Сдуй пенку и наслаждайся тем, что под ней.
Это означало: не обращай внимания на поверхность, ценно то, что внутри!. Менандр часто говорил, что без поддержки Гликеры ему вряд ли бы удалось выдержать удары критиков и публики.
Гетера Диотима из Мантинеи.
Эта выдающаяся женщина дарила идеи Сократу и Платону. Ее слова были признаны мудрейшими в кругу мужчин философов. За это Платон увековечил ее в своем « Пире».
В платоновском «Пире» Диотима говорит: «Все люди беременны как телесно, так и духовно, и, когда они достигают известного возраста, природа наша требует разрешения от бремени.. Разрешиться же она может только в прекрасном, но не в безобразном».
И добавляет: «Соитие мужчины и женщины есть такое разрешение». Она считала что «всякое творческое стремление к добру и красоте порождается жаждой продолжения жизни. Всякое рождение есть чудо, то есть проявление божественного в человеке, в том числе и когда речь идет о зарождении и становлении в нас нравственности или о познании божественного».
По преданию Диотима, имя которой по-гречески означает «Богобоязненная», в 429 г. до и. э., во время вспышки чумы, вымолила отсрочку болезни для афинян и была за это сделана жрицей.
Лаиса из Коринфа была подругой и ученицей Диогена и сама считалась признанным философом.
Нельзя не вспомнить о Таис — подруге Александра Македонского. О римских гетерах Гиспале, прославленной Катуллом Лесбием и воспетой Проперцием Кинфия.
Все эти женщины оставили неотразимый след в культуре древнего мира на котором основана наша с вами европейская цивилизация. Они не требовали славы и признания, они просто были верными и мудрыми подругами своих прославленных мужчин, их советчицами и музами.
Их имена редко произносят в нашем патриархальном обществе и все таки пришло время вспомнить о том, что у истоков европейской цивилизации стояли прекрасные женщины, знавшие мистические практики, умевшие любить и наполнять энергией своих великих мужчин.
Статья Эжени МакКвин для журнала «Лунный календарь» 2009 г.
Copyright©Эжени МакКвин2009
Женский путь в буддийской тантре.
Женский путь в Дао. Матушка СиванМу.
Женские практики и богини древней Великобритании.
Женские практики и богини древней Германии.
Тайны женской традиции работы с энергией деревьев.
13 лун года. Женские пратики полнолуний.
Буша. Магические тропы женщины.
Поделиться в соцсетях.