До прихода христианства новый год у славян начинался в марте. А до нашего времени дошел обычай носить в день первого марта украшение-оберег из разноцветных нитей, который охватывает балканскую часть Южной Славии. Также есть обычай вывешивать красную нить на заборе, на доме.
Мотивировки обычая вывешивать во дворе предметы красного цвета (ткань, части одежды и т. п.) в первый день марта, как правило, связаны с ритуалом задабривания месяца Марта, представляемого в образе капризной женщины или старухи,
Например в селе Илинденци во дворе, на стреху, дерево вывешивают красную одежду, «чтобы была веселой баба Марта, не сердилась и не насылала снег и метель» ;
В селе Летница, р-н Ловеча, — «чтобы засмеялась баба Марта и чтобы светило солнце» или «чтобы баба Марта не сожгла кожу женщин солнцем»
«Мартовская нить», по-видимому, связана с дополнительными коннотациями оберега каждого отдельного члена семьи, установкой на его здоровье, успех и благополучие.
Кроме того, появляется и специальная функция ритуального предмета как украшения для женщин и детей.
У балканских славян с мартовской нитью связан целый комплекс ритуально-обрядовых действий, направленных на обеспечение здоровья и благополучия членов семьи. В этот комплекс входят особые способы изготовления украшения; подбор цветов ниток или пряжи, имеющий символическое значение; сроки обязательного ношения нити; гадания по сброшенному с тела оберегу и т. д.
Так, в юго-западной Македонии (с. Пештани в районе Охрида) ритуальное украшение мартинка принято плести молча, зажмурив глаза или же отведя руки за спину, после чего по количеству вплетенных вслепую красных и белых ниток гадают об урожае соответственно вина и жита в следующем году
Иногда в украшение вплетаются дополнительные предметы: монетки, металлические амулеты, сухой чеснок, ракушки и др.
Например, в село Галичник в «мартинку», сделанную из белой и красной ниток, вставляется и золотая монетка: украшение вешают на шею детям, «чтобы были здоровыми и крепкими, как золото».
Мартовское украшение-оберег привязывают на руки, ноги, шею, прикрепляют к одежде; нередко их вешают на шею скоту, преимущественно молодняку, а также — на саженцы плодовых деревьев, виноградные лозы, и различные постройки во дворе (двери дома, загоны, ульи и т. д.).
У балканских славян мартовские нити принято носить в течение трех, девяти (до праздника 40 мучеников), 25 (до Благовещения) дней. Или пока не расцветут определенные кусты и фруктовые деревья. Например шиповник, дикая или домашняя роза, боярышник, черешня. Или пока не увидят первую весеннюю птицу, пока не услышат первое кукование кукушки и т. п.
Затем их снимают и прячут под камень, вешают на плодовое дерево или куст розы, бросают в реку, закидывают на крышу дома.
В южных областях Болгарии по оставленной под камнем «мартенице» гадают о приплоде скота (иногда — о здоровье), тогда как в северной и центральной Болгарии, а также в западной Македонии преобладает форма ритуального обмена с птицами, при виде которых украшение подбрасывают вверх или вешают на дерево, желая получить взамен здоровье, благополучие.
Мартовская нить это олицетворение пряжи бабы Докии, выпрядаемой на пути в горы с овцами. Простая или шерстяная нить символизирует непрерывно текущее время. Докия прядет нить года. Возможно это отголосок образа древней богини Макоши.
Два цвета сплетенных ниток (белый и красный, в древности — белый и черный) отражают противопоставление зимы и лета, света и тьмы, тепла и холода, плодородия и бесплодия, жизни и смерти
Ее дарят утром 1 марта, до восхода солнца.
Эжени МакКвин © 2017
Этнографический источник : Мартеница. Mărţişor. Μαρτ’ς. Verore. Материалы Круглого стола 25 марта 2008 года. — М., 2009.
В группе ТЕЛЕГРАМ “Школа лунных мистерий Эжени МакКвин”вы можете принять участие в онлайн практиках и получить рекомендации под руководством самой Эжени.
Для того, чтобы вступить в группу перейдите по этой ссылке.
Если возникнут проблемы с присоединением к группе по ссылке – напишите Эжени МакКвин в Фейсбук.
Когда отмечали новый год в средневековой Европе и Киевской Руси.
Сексуальные традиции в средневековой Руси.
Святилище богини возрастом 14500 лет.
Трипольский храм Богини в Небеливке.
Места силы. Тайны Софиевского собора.
Алтарь готов и поклонение Серапису в Украине.
Дневники ведьмы. Удивительные истории о жизн женщин магов.
Поделиться в соцсетях