Алкоголь известен человечеству как сакральный напиток, не одну тысячу лет.
Но начало алкоголю положила сама природа нашей планеты около 100 миллионов лет назад создавая фруктовые деревья.
Сахар и этанол это удивительный вклад древнего мира растений в мир животных. Ведь сладкий сироп оказался идеальной пищей для дрожжевых бактерий. Как результат, в теплом субтропическом климате Африки, появился продукт природного происхождения, который может содержать 5% и более алкоголя.
И если предположить, что первые гоминиды были вегетарианцами, то их шансы попробовать “веселящих” фруктов были весьма высоки. Таким образом где-то 55 миллионов лет назад, печень далеких предков хомо сапиенс, генетически изменилась и приспособилась к употреблению алкогольных фруктовых субстанций. Пока это еще не чистое вино или пиво, но уже почти “фрукты в ликере” с содержанием алкоголя более 3.8%.
В истории человека “культурного”, осознанное использование алкогольных ингредиентов, подтверждается археологами начиная с неолита, где первые точки его употребления это Китай и Ближний Восток. Здесь же начинается история животноводства и земледелия.
Перебродивший сок растений, пиво, медовуха, вино были начальным этапом развития. Но какими на самом деле они были в древности? Можем ли мы попробовать напитки, которые приносили в жертву древним богами и использовали в загадочных ритуалах жрецы?
Этот вопрос в свое время, так увлек ученого Патрика МакГоверна из Пенсильвании, что за свои исследования его прозвали “алкогольным археологом”.
Увлеченный тайной алкоголя древности ученый по всему миру собирает сосуды, в которых остались следы от жертвоприношений и пирушек древности. А затем, по химическому анализу, реконструирует напитки древних культур, чтобы изготовить их современные аналоги. В этих экспериментах ему помогает Dogfish Head Brewery в штате Делавэр.
Правда словосочетание “реконструированный алкогольный напиток” — звучит непривычно и странно?
Мы привыкли к изобилию на полках, множеству этикеток, производителей и вкусов. Но как обстояли дела в те времена, когда еще не изобрели не только перегонный аппарат, но и пластиковую крышку с трубочкой и стеклянный 10-ти литровый бутыль?
Видимо эти же вопросы волновали и Патрика МакГоверна.
Свой самый первый реконструированный напиток древних, ученый назвал “Прикосновение Мидаса”.
Для того, чтобы открыть его рецепт он исследовал буквально на молекулярном уровне, остатки на стенках сосуда из Турции. Так как были предположения, что гробница с сосудом принадлежала легендарному королю Мидасу жившему за 700 лет до рождества Христова, то и название реконструкторское произведение алкогольного искусства получило соответствующее.
Ученый соединил мед, ячменный солод, белый мускатный виноград, шафран и посвятил свой напиток древнему царю.
Интересно, те кто его пьют, тоже превращаются в золотую статую, как в мифе от прикосновения Мидаса? Или просто в неподвижное тело? Пока не протрезвеют 🙂
Самым древним, восстановленным дружным коллективом исследователей напитком, был “Chateau Jiahu”. Это алкогольное зелье пил народ, проживавший 9000 лет назад на территории современного Китая. Зелье восстанавливали по остаткам в сосуде, найденном в древнем погребении.
В основе хмельного напитка были плоды боярышника, китайский дикий виноград, рис и мед.
На сегодняшний день это самый древний ферментированный напиток найденный археологами и подтверждающий использование алкоголя нашими предками в ритуалах и погребальных церемониях задолго до появления письменности и городов.
Следующим по возрасту, за китайским зельем, идет находка 2017 года группы американских и итальянских археологов на Сицилии. На горе Монте-Кронио были найдены остатки сосуда, который датируют возрастом 6000 лет. На черепках были остатки натриевой соли и винной кислоты, что говорит о том, что в нем хранилось когда-то виноградное вино.
Сицилийский сосуд стал соперником винного кувшина из Ирана, который датируют возрастом 5000-5500 лет назад. А Европейское вино «постарело» на несколько тысяч лет. Ведь до этого считалось, что виноделие появилось в Италии в 1300-110 году до н.э. Ученые-историки предполагают, что принесли в Европу искусство виноделия с Кавказа, из региона современной Грузии.
И конечно же нельзя было обойтись без Египта, с его возлияниями богине Хатхор и Секхмет.
Каждый раз, когда богиня приходит в мир людей она в гневе, что люди оторвали ее от важных небесных дел. Поэтому богиню обязательно надо умилостивить алкогольным напитком. Иначе она разнесет весь человеческий мир на мелкие кусочки.
В древнем Египте подношение священного красного пива был неотъемлемой частью ритуалов призыва женских божеств.
Напиток “Ta Henket” был создан МакГоверном на основе химического и ботанического анализа самого древнего египетского вина, датируемого приблизительно с 3150 года до н.э. культуры Нагада IIIа2.
Ученые исследовали сохранившиеся иероглифические записи и изображения. Но основой были сосуды из гробницы в пустыне, возможно, принадлежавшей легендарному правителю Египта, самому фараону Скорпиону I из 0 династии !!!
В основе древнеегипетского напитка для потустороннего мира, куда отправлялись фараоны, была полба (однозерновая пшеница) с добавкой ромашки, плодов пальмы и ближневосточные травы. Также были сосуды с явными следами вина из винограда с добавками розмарина и камфоры.
Медицинские трактаты древнего Египта и дошедшие до нас рецепты содержат более 160 названий растений, которые добавлялись в вино и пиво. Многие из этих ингредиентов до сих пор являются частью современной “нетрадиционной” медицины современного Египта.
Таким образом, профессиональное виноделие, изначально принесенное в египетскую цивилизацию из южного Ливана, начиная с 3000 года до н.э. распространяется по долине Нила, а вино и пиво становятся основой для множества лечебных рецептов египетской медицины. Здесь, так же как и в древнем Китае, врачи добавляют травы в алкогольный напиток, чтобы усилить исцеляющее воздействие.
Напиток этрусков “Birra Etrusca Bronze” — “возрастом в 2800 лет”, был сварен экспериментаторами, на основе солода двухрядного ячменя и домашних сортов итальянской пшеницы. С добавлением таких ингредиентов как орехи, мирра, гранаты, итальянский каштановый мед и мед из диких цветов и клевера Делавара.
На американской пивоварне “Dogfish”, экпериментаторы сварили этрусский напиток в бронзовом котле, реплике древнего сосуда из металлического сплава. Но в итальянской версии, использовали этрусский керамический горшок и дубовую бочку.
Вот мы подбираемся и к моему любимому Северу.
Прошу любить и жаловать! Нордический грог “Квасир” доктора Патрика!
Археоботанические и биометрические исследования находок с Дании (Nandrup, Kostræde, and Juellinge) и Швеции (Havor, остров Готланд) дали возможность реконструировать напиток опьянявший северян за 1500 лет до н.э.
“Грог” назвали по имени мифологического персонажа северных сказаний, вана-карлика Квасира. Мудрец, знавший ответ на любой вопрос, поплатился жизнью за свое всезнайство, но его смерть не была напрасной. По мифам из его крови появился в мир волшебный напиток “Мед поэзии”, без которого магия не магия, а поэзия не поэзия.
В основе рецепта содержимое берестяного сосуда возрастом 3500 лет из Дании из захоронения женщины, предположительно жрицы.
Ну вот. Напиток был дан в путешествие женщине-жрице, а мужчины назвали его в честь карлика всезнайки.
Но по составу это было чисто женское зелье. Ведь его сварили из мягкой красноколосой пшеницы с добавлением клюквы, брусники, болотного мирта (восковницы), тысячелистника, меда, можжевельника и березового сока. Все эти травы широко известны в целительстве и магии и связаны именно с женскими энергиями.
Но современные реконструкторы немного полирнули свое произведение вином из южной Европы.
Ох и закрутили с рецептом древней жрицы эти мужчины всезнайки.
Но в чем-то они правы. Ведь приблизительно с 1100 года до н.э. жители Швеции и Дании начали добавлять в свои напитки вино, привезенное с южных стран в обмен на золото севера — янтарь. А сосновую живицу использовали как консервант и добавку к солнечному напитку. Интересно, что мы и сейчас часто называем вино янтарным, а сосновая живица это потенциальный янтарь, только еще не испытавший на себе силу миллионов лет.
Кроме алкоголя, Патрик МакГоверн извлек из исторического забвения самый первый рецепт горячего шоколада. Фрагменты на осколках керамики из Гондураса, по которым восстанавливали напиток, датированы возрастом около 3400 лет.
Древние жители американского континента, использовали для него не только зерна какао, но и мед, перец чили, кукурузу и семена растения аннато. Доктор Патрик назвал свой горячий шоколад “Theobroma”
Но исследования продолжаются и возможно новые рецепты, восстановленные по остаткам на дне сосудов от алкогольных напитков, раскроют новые секреты.
И в завершение, я хочу привести древнейший в мире гимн алкоголю и его богине НИНКАСИ, древний Шумер.
Гимн, предположительно, исполняли женским хором, разделяя его на несколько частей. Это непосредственно гимн-прославление богини, затем описание процесса изготовления пива и в завершение застольная песня, с приглашением к танцам и хороводам.
В общем, основы девишника с шампанским, песнями и танцами, были положены уже лет тысяч шесть этак назад.
СВЕТЛОСТРУЙНОРОЖДЕННАЯ…
Светлоструйнорожденная.
ты вода светлоструйная.
Нинхурсагою взлелеянная.
О Нинкаси, светлоструйнорожденная,
ты вода светлоструйная,
Нинхурсагою взлелеянная.
Град твой, что на мягком воске стоит,*
Воздвиг тебе стены могучие.
О Нинкаси, град твой, что на мягком воске стоит.
Воздвиг тебе стены могучие.
Энки-Нудиммуд — родитель твой,
Нинти, Абзу госпожа. — родительница.
О Нинкаси, Энки-Нудиммуд — родитель твой,
Нинти, Абзу госпожа, — родительница.
Ты зерно проросшее большой лопатой сгребаешь,*
С травами душистыми закваску в чане мешаешь.
О Нинкаси. Ты зерно проросшее
большой лопатой сгребаешь,
С травами душистыми закваску в чане мешаешь.
Ты закваску ту в печи большой печешь.
Зерно для солода в кучи собрано, очищено.*
О Нинкаси, ты закваску в печи большой печешь.
Зерно для солода в кучи собрано, очищено.
То зерно для солода ты землей покрываешь,
водой поливаешь,*
Псам-сторожам стеречь его доверяешь.
О Нинкаси, то зерно для солода ты землей покрываешь,
водой поливаешь.
Псам-сторожам стеречь его доверяешь.
Ты в котлы пивоварные солод с водой кладешь.
Волны падают, волны вздымаются.
О Нинкаси, ты в котлы пивоварные
солод с водой кладешь.
Волны падают, волны вздымаются.
На подстилки из тростника ты сусло кидаешь*
Ты спеченное сусло прохладою обдаешь.
О Нинкаси, на подстилки из тростника ты сусло кидаешь,
Ты спеченное сусло прохладою обдаешь.
Ох и знатное пиво готовишь ты.*
Мед, вино смешав, ты но капле льешь.
О Нинкаси, ох и знатное пиво готовишь ты.
Мед. вино смешав, ты по капле льешь.
Пивоваришь воистину отменно ты*
Для цежения пива ты чаны берешь.
О Нинкаси, пивоваришь воистину отменно ты.
Для цежения пива ты чаны берешь.
А цедильный чан так славно журчит,*
На дне кадки огромной воистину ты сама.*
О Нинкаси, цедильный чап так славно журчит.
На дне кадки огромной воистину ты сама.
Пивом цеженным в могучую кадку изливаешься ты — *
Тигра и Евфрата наводнение.
О Нинкаси, пивом цеженным
в могучую кадку изливаешься ты —
Тигра и Евфрата наводнение.
Пузатый жбан,*
Жбан-чан-кувшин,
Жбан, что печень веселит.
Кукиши, что сердце радует.
Расписной горшок — украшенье дома,*
Поливной горшок — для хранения пива.
И горшок-бычок, что хорош для агнва из кувшина шгоа.
Трубочки камышовые, кружечки тростниковые.
Черпаки и ковши, вся кувшинная братия.
Все пригодно для пития.
Пусть бог твой всегда о тебе хлопочет! *
Отверстия кружки — наши очи,*
Сердца наши — на дне чаши,
Что тебе услада,
То и нам отрада.
Смеется печень, и сердце радо.
На кирпич судьбы изольешь возлияние,*
А в душе своей храм возведешь ликования!
Нинкаси, только ты и даешь эту жизнь! *
Вино, пиво пусть всегда для тебя журчит!
Медовуха пусть звонко тебе поет!*
Через трубочки сладкою струею бежит.*
А вы, мальчики, пивовары и кравчие, — со мною в круг.
Пока, пивом наполненный, я кружусь, кружусь,
Кружусь, блаженствуя, блаженствую, кружась,
Да, пива испив, я в веселии.
Медовухи хватив, я в охмелил,
Сердце я взвеселил, печень я ублажил.
Да, сердце радостью я наполнил.
Печень свободную — одеянием царским кутал.
Пусть же и сердце Инанны возрадуется.
Сердце царицы небес да возрадуется!
Песнь баль-баль для Нинкаси
Copyright Эжени МакКвин © 2017
Литература:
1.Ancient Egyptian herbal wines Patrick E. McGoverna,1, Armen Mirzoianb, and Gretchen R. Halla.
2.A biomolecular archaeological approach to ‘Nordic grog’ Patrick E. McGovern, Gretchen R. Hall & Armen Mirzoian
3.Chemical and archaeological evidence for the earliest cacao beverages John S. Henderson, Rosemary A. Joyce, Gretchen R. Hall, W. Jeffrey Hurst, and Patrick E. McGovern.
4.Ancient Brews: Rediscovered and Re-created Hardcover by Patrick E. McGovern
5.Гимн богине пива Нинкаси. Перевод В. К. Афанасьевой. От начала начал. Антология шумерской поэзии.
В группе ТЕЛЕГРАМ“Школа лунных мистерий Эжени МакКвин”вы можете принять участие в онлайн практиках и получить рекомендации под руководством самой Эжени.
Для того, чтобы вступить в группу перейдите по этой ссылке.
Если возникнут проблемы с присоединением к группе по ссылке – напишите Эжени МакКвин в Фейсбук.
Нисхождение Инанны в подземный мир. Оригинальный текст.
Места силы. Николаевский кварцевый лабиринт.
3D магический лабиринт священного холма Тор.
13 лун года. Практики полнолуний.
Самые древние символы человечества.
Тайны Софиевского собора. Места силы Киева.
Медитации круга жизни. Шаг в будущее.
Дневники ведьмы.Удивительные истории о женщинах магах.
Поделиться в соцсетях